[Версия для печати]

Королева оркестра

Скрипка – один из самых утонченных и изысканных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром. Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Неслучайно скрипке отдана роль «королевы оркестра».

Выразительное звучание скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Изящный и напористый, сочный и проникновенный звук скрипки – основа любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.

Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые имеют густой, насыщенный, немного строгий и суровый звук. У средних струн звучание душевное, мягкое, будто бархатистое. Верхний регистр звучит ярко и звонко. 

До недавнего времени прародительницей скрипки было принято считать виолу, однако, ученые доказали, что это два абсолютно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виолу предпочитало аристократическое сословие, то скрипка вышла из народа. Играть на скрипке могли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Предшественниками скрипки считают индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Выход скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 инструмента для своих дворцовых музыкантов. Одна из тех скрипок сохранилась до наших дней. «Карл IX» – одна из старейших в мире скрипок.

Создание скрипок в том виде, в котором они дошли до нас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые полагают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.

Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на две группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.

Этот музыкальный инструмент восхитительно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с фортепиано, другими струнными и духовыми инструментами. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит две скрипки, виолончель и альт. Для квартета в разные эпохи написано огромное количество произведений.

Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс, Крейслер, Венявский и многие другие гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием.  Написаны концерты для скрипки и сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха – это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а перу Бетховена принадлежит тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипка входит в современные музыкальные направления. Документы упоминают использование скрипки, как сольного инструмента, в джазе в первых десятилетиях XX века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.

Интересные факты

– До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.

– Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».

– При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.

– Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый литературный персонаж Шерлок Холмс раздумывал над сложными задачками под звуки скрипки.

– Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери «Вьетан» в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается «Леди Блант», она была продана почти за 16 млн долларов в 2011 году.

– В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.

– На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.

 

В статье использована литература: 

Агафонников Н. Симфоническая партитура. – Л., 1981.

Комарова И.И. Музыканты и композиторы. – М., 2001.

Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М., 2007.

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1972.

 

Фото из открытых источников.



Поделиться:
Дата публикации: 14 января, 2020 [15:00]
Дата изменения: 19 марта, 2020 [11:08]