[Версия для печати]

Святки, Крещение, Рождество: главные зимние праздники на Руси

 

Зима всегда славилась своими гуляньями, праздниками и играми. Вспомним праздники, особо почитаемые и широко отмечавшиеся в дореволюционной России и отраженные в русской классической литературе.

Главным зимним многодневным праздником были святки, продолжавшиеся от Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января). Это время было короткой передышкой в сельских работах, кратковременным периодом относительного достатка в большинстве семей и сопровождалось массовыми народными увеселениями. «Настали святки! То–то радость!» – писал Пушкин в «Евгении Онегине».

У древних славян язычников это была пора очищения от скверны, дни уборки и мытья, а затем праздничных пиршеств с жертвоприношениями богам.

Накануне Рождества, в сочельник, молодежь ходила по улицам, распевала особые песни – колядки, плясала перед хатами, выпрашивая у хозяев угощение и мелкие деньги. Этот обычай красочно описан в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

На святках молодые люди облачались в шкуры различных животных, надевали маски, изображая собой нелепых чудищ. Хождение по домам ряженых показано в комедии «Бедность не порок» А.Н. Островского. Святочное веселье с ряжеными в имении Ростовых, а затем Мелюковых колоритно нарисовано Л. Толстым в «Войне и мире».

Праздником Крещения, или Богоявления, поминается обряд крещения Иисуса Христа, то есть погружения его в священную реку Иордан; при этом, согласно Евангелию от Матфея, Иисусу явился Дух Божий в виде голубя – отсюда Богоявление.

На Крещение девушки собирались отдельно от парней, чтобы гадать о будущем, прежде всего о суженом – безвестном еще женихе.

Здесь существовал целый ритуал, во многом унаследованный с древнейших времен, различные магические действия с разгадками той или иной приметы: «гадает ветреная младость» (А.С. Пушкин). Например, у первого прохожего спрашивали имя – так именно и должен был зваться будущий жених. Эти крещенские гадания, которыми увлекалась и «русская душою» Татьяна, описаны в пятой главе «Евгения Онегина».

Еще полнее разновидности крещенских гаданий перечислены в романтической балладе В.А. Жуковского «Светлана», первая строфа которой широко известна: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали…» 

Крещение обычно связано с сильными холодами, прозванными народом «крещенскими морозами». Встретив былую уездную барышню через несколько лет на столичном балу важной дамой, женой генерала, Онегин замечает: «У! как теперь окружена / Крещенским холодом она!» 

В старину праздновали не день рождения человека, а день его именин, то есть день, посвященный святому, именем которого его окрестили. Так, кульминационная сцена романа «Евгений Онегин» происходит в день именин героини – Татьянин день, 12 января по старому стилю, 25 го по-новому. На следующее утро Онегин и Ленский встречаются на роковой дуэли.

 

Источник: Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века, Издательство: Флинта.



Поделиться:
Дата публикации: 24 декабря, 2019 [09:03]
Дата изменения: 24 декабря, 2019 [09:22]