[Версия для печати]

Башкирский эпос представляет собой репертуар эпических сказаний башкирского народа с богатыми устными традициями. Его произведения отражают различные этнические пласты и культурные традиции башкир. Зародившись в недрах первобытнообщинного строя, башкирский эпос сопутствовал всей истории башкирского народа.

Помимо того, что башкиры давние соседи русских, они интересны своей этнической историей, так как формировались на путях перемещений различных народов и, соответственно, впитали в себя разнообразные культурные и хозяйственные черты. В башкирском фольклоре немало пересекающихся сюжетов с казахами, узбеками и другими тюркскими народами. Для древних башкир понятия Родины и Урала были нерасторжимыми, они воспринимались как нечто единое целое, без которого немыслимо представить свое существование на земле. Самые сокровенные помыслы, песни, напевы, легенды и эпические сказания башкир посвящены Уралу или связаны с ним.

Башкирский эпос делится четыре основных жанра:

  • кубаир;
  • хикаят;
  • иртяк;
  • кысса.

Рассмотрим более подробно каждый их них.

Кубаир представляет с собой поэтический сказ. Традиционно исполняется речитативом под аккомпанемент музыкального инструмента думбыры, реже курая. Самыми известными произведениями в этом жанре являются сказы «Урал-Батыр» и «Акбузат».

Отметим, «Урал-Батыр» – самое крупное стихотворение в башкирском фольклоре, содержит 4,5 тысячи строк! Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей со злыми силами природы, воплощенными в образах драконов и прочих мифических существ. Здесь изображена судьба героев трех поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно, состоит из трех частей и сам эпос. В «Урал-Батыре» имеются явные отголоски того периода человеческого общества, когда люди еще по существу не выделяли себя из мира природы. В кубаире и люди, и звери ведут единый образ жизни, живут сообща в одном для всех едином мире, здесь нет и понятия о приручении животных.

Так, Урал-Батыр ездит верхом на льве, который был его верным другом до того, как он овладел конем Акбузатом. В сказании, как средство передвижения, упоминается и олень. Характерно, что и лев, и олень в «Урал-Батыре» выступают не как прирученные животные. Речь идет именно о единстве всего живого мира в самой природе. В трудные для себя моменты Урал-Батыр всегда обращается за советом к зверям и птицам.

Хикаят – прозаическая повесть, отличается более или менее фантастическим содержанием и анонимным авторством. Повествование частично основано на реальных исторических событиях, но в значительной степени беллетризовано. На русский язык обычно переводится также «повесть». К этому виду жанра относятся такие произведения как «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра». Интересно, что башкирское эпическое сказание о любви «Кузыйкурпяс и Маянхылу» было записано в Челябинской области, в деревне Таскино в 1938 году поэтом Салямом Галимовым от своей матери Уммугульсум Галимовой.

В основе сюжета лежит история любви Кузыйкурпяса и Маянхылу, закончившаяся их трагической гибелью. Отцы главных героев, чтобы скрепить кровным родством дружбу между племенами, нарекают своих новорожденных детей женихом и невестой. После смерти своего друга отец Маянхылу, не желая выдавать дочь за осиротевшего Кузыйкурпяса, переезжает в другое кочевье. Спустя годы герой узнает о своей нареченной невесте и отправляется на ее поиски. Кузыйкурпяс находит свою возлюбленную, но коварные люди убивают его, после чего красавица Маянхылу вонзает в себя нож.

Иртяк – жанр семейно-бытовой и исторической тематики, бытует как в стихотворной, так и в прозаической формах. В основе иртяк лежат мифологические легенды и предания. Часто заимствовались из старопечатных книг и рукописей. Самые известные из них на сегодня – произведения «Заятуляк и Хыухылу», «Алпамыша и Барсынхылыу». В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» повествуется о любви легендарного батыра Заятуляка и дочери владыки озер Асылыкуль и Кандрыкуль – Хыухылу. Как и в эпосе «Урал-Батыр», действие разворачиваются не только на земле, но и в фантастическом подводном мире. События в сказании развертываются в эпическо-сказочном плане. Основная тема – борьба батыра (богатыря) за прекращение междоусобицы в народе, торжество справедливости.

Кысса – встречается в фольклоре и литературе Востока в целом, часто сказочного или новеллистического характера. Как правило, это небольшие по объему произведения, несложные по сюжету и композиции. По ним пишутся пьесы и снимаются фильмы. Например, на эту тему в 1945 году в Узбекистане вышел фильм «Тахир и Зухра» по узбекской народной легенде XV века о любви простого воина Тахира к ханской дочери Зухре. Отметим, он стал первым узбекским художественным фильмом, вышедшим в зарубежный прокат. Премьера состоялась в Москве в октябре 1945 года, а советская критика положительно восприняла картину, в особенности поднятые в ней социальные вопросы и подчеркнутый классовый конфликт.

Как нетрудно заметить, один из существенных признаков башкирского эпоса – героическое содержание. Во многих сюжетах присутствует борьба героя за интересы рода, племени и народа. Эпический герой – это народный герой, олицетворяющий его идеалы о героизме и мужестве. Борьба и победа, хотя и заканчивающаяся иногда гибелью, составляет основу большинства эпических сюжетов.

Создатели и хранители эпических сказаний — народные сказители-сэсэны. Именно они донесли до нас неувядаемые памятники духовной культуры. Миссия сэсэнов — художественно отображать жизнь и идеалы народа — приносила им популярность и уважение. В 40-е годы XX века сэсэны, как и многие другие деятели культуры в Советском союзе, подверглись гонением со стороны властей за стилизацию под старые формы. Это было воспринято как запрет жанра кубаира вообще. Сэсэны, получившие в период до Октябрьской революции образование в медресе, занялись новыми литературными формами, обратились к другим фольклорным жанрам, например, песням и сказкам.

В статье использована литература:

Д. Теснабаев «Киноискусство советского Узбекистана».

С. Галин «Энциклопедия Башкирии»

С. Галин «Эпические традиции в башкирском фольклоре»

В. Котов «Башкирский эпос»

М. Сагитов «Поэзия народного духа//Урал-батыр»

Башкирская энциклопедия

Открытые источники



Поделиться:
Дата публикации: 23 декабря, 2019 [11:49]
Дата изменения: 23 декабря, 2019 [13:19]