[Версия для печати]

 

Первые валенки на Руси

Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая. Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними – в годы монголо-татарского ига – валенки появились в русских деревнях и городах.

У нас на Урале без этой обуви просто не обойтись! До революции валяной обуви не было никаких альтернатив.

Пимокаты (специалисты по валенкам) трудились в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Одним из ведущих действующих производств считается цех в Агаповском районе. В месяц – 500-600 пар. Более ста лет хранят традиции и пимокаты Бродокалмака.

Сегодня горожане и сельские жители предпочитают другую обувь, но валенки время от времени возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь очень эстетично, расшиты орнаментами и разного цвета.

Мода из царского дворца

До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

Русские валенки – медалисты международных выставок

В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес – как и русские пуховые платки.

Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции – в 1919 году в Париже.

С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

Валенки в российских музеях

В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны. На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина – шпоры.

Как валенки попали в песню

Знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю историю. Начнем с того, что это не русская, а старинная цыганская плясовая таборная песня. Ее популярность в начале XX века была поистине огромна. И именно в этот период нельзя было найти более или менее известного исполнителя, который бы не включал эту песню в свой репертуар и не исполнял бы ее на своих концертах. А наиболее именитым исполнителям было предоставлено почетное право записать популярную песню «Валенки» на граммофонные пластинки.

Первой эту песню в 1911 году в исполнении петербургской певицы Нины Дулькевич записала на грампластинку фирма «Граммофон» под названием «Ах, ты Коля, Николай» и выпустила в продажу под этикеткой для недорогих пластинок «Зонофон», также принадлежавшей этой фирме. Учитывая успех записи, годом позже фирма «Граммофон» записала эту же песню ещё раз, но уже в исполнении цыганской певицы Насти Поляковой и под другим заголовком – «Валенки».

В первые годы Великой Отечественной войны Лидия Андреевна Русланова много выступала во фронтовых бригадах и именно тогда однажды исполнила «Валенки». Но исполнила по-новому, по-своему, в быстром темпе, со свойственным ее голосу раздольем. В этом исполнении лихая мелодия и бодрые слова роднили песню с фронтовой и стали восприниматься как зовущие к победе, и Лидия Русланова стала постоянно включать эту песню в свой репертуар во фронтовых бригадах, и, по словам очевидцев, песня пользовалась феноменальным успехом у солдат, и ее приходилось неоднократно исполнять на бис. С тех пор эта песня прочно вошла в репертуар Л. Руслановой. Еще до окончания войны, в 1943 году, она записала «Валенки» на грампластинку.

Песня в исполнении Лидии Руслановой оказалась столь популярной, что в некоторых источниках самой певице стало приписываться авторство, а песня вошла в список военных песен Великой Отечественной войны.

Даже, несмотря на то, что 24 октября 1946 года появился Приказ № 115 Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром с требованием «снять из репертуара и изъять из продажи грампластинки с вокальными произведениями, исполняющимися на эстраде под названием старинных и цыганских романсов, а также с искаженными народными цыганскими песнями», «Валенок» этот приказ не затронул. Песня продолжила существование и была признана высокохудожественной и патриотической. И поныне песня «Валенки» – причем в исполнительской редакции Лидии Руслановой – не забыта и входит в репертуар многих современных певцов.

Источник: Культура РФ

При подготовке статьи также использовались материалы из открытых источников.



Поделиться:
Дата публикации: 27 ноября, 2019 [14:02]
Дата изменения: 28 ноября, 2019 [10:44]