[Версия для печати]

Баян принадлежит к роду язычковых клавишно-пневматических инструментов. Он являет собой один из видов гармоник, первые образцы которых были созданы в 1829 году австрийским мастером-конструктором фортепиано и органов Кириллом Демианом. Само понятие «гармоника» достигает глубокой давности, а именно 5 тысяч лет назад в Древнем Китае был известный инструмент «Шен». Гармоника охватывает родовое разнообразие инструментов, а именно: концертино, бандонеон, аккордеон, баян, все виды диатонических и национальных инструментов. В эволюционном процессе непрерывного усовершенствования на протяжении ХІХ века от примитивных диатонических конструкций к появлению первых хроматических ручных гармоник в 70-х годах этого же века. В 1891 году в Германии мастером Мирвальдом была сконструирована 3-х рядная хроматическая гармоника, правая рука которой в скором будущем стала основой современной конструкции готово выборного баяна.

Впервые баян, как специфическая конструкция гармоники, которая являла собой полный набор хроматического басоакордового аккомпанемента в левой клавиатуре, а также наличие хроматического темперируемого звукоряда в правой клавиатуре (трехрядная система клавиш, размещенных вкось к краю правой клавиатуры) появилась в Западной Европе в 90-х годах ХІХ века. В Европе эта конструкция получила название аккордеон, так как при нажатии одной из кнопок правой клавиатуры звучал аккорд из нескольких звуков. «Такая конструкция была впервые запатентована в 1897 году в Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани, и вскоре привилась во многих странах», - констатирует профессор РАМ им. Гнесиних М. Имханицкий.

С 30-х годов ХХ века почти все баяны изготовлялись в Петербурге. Позже появляются фабрики в Москве и Туле, что изготавливали баяны системы Мирвальда с готовой и избирательной клавиатурами. В 20-х годах мастером Самсоновым был изготовлен баян, в котором совмещались в левой клавиатуре избирательная и готовая система аккомпанемента (9 рядов, 200 басов). А в 1929 году мастером Стерлиговым был изготовлен баян с переключателем готовых аккордов на избирательный звукоряд. Харьковские конструкторы-мастера В.А. Комаренко и К.О. Мищенко на протяжении периода 1922-1952 года работали над созданием оркестровых инструментов: баян-бас, баян-сопрано, баян-баритон. Именно такие инструменты внедрялись в домрово-балалаечные оркестры в качестве «духовой группы» вроде симфонического оркестра, что обогащало репертуарные и тембральные возможности подобных коллективов.

Новым этапом развития баяна стал 1951 год. Московскими мастерами Фигановым и Селезневым по заказу баяниста Ю. Казакова был изготовлен четырехголосый многотембровый готово-выборный баян. В следующие десятилетия все конструктивные изменения относительно усовершенствования баяна были направлены на улучшение его звуковых качеств, увеличения диапазона и изменения формы инструмента. Были созданы новые конструкции баянов «Россия» (1960, мастер Колчин), «аппассионата» (1970, Колчин), «Солист» и «Юпитер» (70-ые годы, Волкович), «Рубин» (1965, Самоделкин), «Русь» и «Мир» (1982, Проскурдин, Козлов) и много другой. 

С 1978 года изготовления инструментов, подобных конструкции «Юпитер», под названием «Украина» было освоено Житомирской музыкальной фабрикой. Кроме серийного производства изготовлениям баянов занимались народные умельцы: К. Мищенко (Харьков), Сорокопута (Днепропетровск), Шеффер (Никополь), Грабовский (Житомир), Брюхацкий (Запорожье), Фурсов, Лукъяненко, Кузовков (Умань) и др.

Каслинский баян

И на южноуральской земле был свой баян.

Родина Каслинского литья раскрыла себя с неожиданной стороны. Оказывается, еще до войны здесь изготавливали баяны. Так, например, в газете «Каслинский рабочий», № 58 от сентября 1937 года написано: «Слесарь Каслинской школы шоферов и автомехаников Скулкин создал оригинальный музыкальный инструмент, назвав его “Баян-оркестр”. Инструмент имеет вид небольшого, красиво отделанного столика, на котором горизонтально, подобно пианино, расположена басовая и голосовая клавиатуры. С помощью специальной педали сидящий за столиком музыкант ногой накачивает воздух в меха баяна… 5 сентября 1937 года в клубе им. И.М. Захарова состоялось общественное прослушивание изобретения музыканта-умельца. Мелодичная и достаточно громкая музыка вызвала восторг у присутствующих. Инструмент получил полное одобрение у музыкантов поселка». 

Усовершенствование баяна дало толчок к внедрению его в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального образования; создало предпосылки для его популярности и активизации создания ансамбльных коллективов, привлечения композиторов к созданию оригинального репертуара, появления методической литературы и теории исполнительского мастерства. Выше перечисленные аспекты стали основой академизации баяна, аккордеона и его признания на уровне «классического» инструментализма.

 

Источник информации: Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002.



Поделиться:
Дата публикации: 11 ноября, 2019 [13:36]
Дата изменения: 28 ноября, 2019 [10:42]