[Версия для печати]

Зоя Кошелева: «Какое уважение к кино, что его хотят посмотреть на большом экране» 

В Челябинске в рамках фестиваля авторского кино «Полный артхаус» в Государственном историческом музее Южного Урала была открыта выставка «Два Андрея: cвязь времён», посвящённая 85-летию режиссёра Андрея Тарковского и 50-летию фильма «Андрей Рублёв» о легендарном иконописце. Экспозицию представляла киновед, кинокритик Зоя Кошелева – один из создателей некоммерческого фонда поддержки культурных инициатив «Два Андрея», заместитель директора по научной работе фонда. Зоя Константиновна ответила на несколько вопросов сайта kultura174.ru.

– Зоя Константиновна, что побудило вас создать фонд «Два Андрея»? С чего всё началось?

– Я пришла работать в библиотеку киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. Вячеслав Шмыров (Вячеслав Шмыров, директор фонда «Два Андрея», художественный руководитель фестиваля «Полный артхаус». – Прим. ред.) пригласил меня в музейный отдел, созданный после подписания в 2008 году постановления Правительства Москвы о создании в Москве дома-музея семьи Тарковских. Планировалось, что он будет построен в 1-м Щипковском переулке, на том месте, где стоял дом, в котором Андрей и Марина Тарковские выросли, там жили их мать и бабушка. 

И мы постепенно стали искать. Это оказалось достаточно сложно. В нашем отделе тогда работала Марина Арсеньевна Тарковская, у которой хранится самый большой семейный архив – он не издан и не опубликован. На выставку, посвящённую 80-летию Андрея Тарковского, в галерее на Солянке она предоставила довольно много материалов. Позже мы нашли Павла Сафонова, художника комбинированных съёмок, выкупили у него эскизы, фотографии, любительскую плёнку, которая пока в архивах. Мы надеемся, что когда-нибудь с ней можно будет работать, потому что всё это требует финансирования. 

Однако было принято решение закрыть наш отдел, так как библиотека не может заниматься музейными проектами. И уже тогда, получив архив от Ирмы Рауш, мы очень просили директора библиотеки Екатерину Хохлову, поставить его на баланс, но нам отказали. Мы с архивом, с бесценными коробками, оказались на улице. Может быть, в этом был высший смысл… Мы пошли в Департамент культуры города Москвы. Рассказали, что собрана бесценная коллекция, что есть Нелли Фомина, художник по костюмам «Соляриса», «Зеркала», «Сталкера», которая готова передать свой архив в музей. Есть дочь Лазаря Лазарева – редактора фильмов Тарковского «Зеркало» и «Андрей Рублёв», которая тоже согласна передать, вдова Вадима Юсова – Наталья. Если бы был музей, то очень многие люди были бы готовы к сотрудничеству. 

Но нам сказали, что для установления ценности архива необходимо сделать правильную опись. За свои деньги мы наняли специалиста, который помог составить эту опись, в неё вошло 500 наименований. Ко мне домой приходила комиссия из московского правительства, они посмотрели экспонаты, признали их ценными, но хранящимися в ненадлежащем виде. Все подготовленные документы мы принесли в Департамент культуры, в музейный отдел, и на этом все закончилось. Мы находимся в таком странном положении: есть проект дома, есть постановления, сейчас 2017 год, а дом должны были построить в 2013 году… 

У нас появился замечательный покровитель – Полина Ивановна Лобачевская, которая преподавала на режиссёрском факультете ВГИКа, её учениками были известные режиссёры, такие как Кончаловский, Сокуров. Она стала заниматься выставочными проектами и вместе с Натальей Опалевой организовала в Москве частный музей Анатолия Зверева (частный музей авангардиста второй волны Анатолия Зверева. – Прим. ред.). Музей замечательный, современный. К Тарковскому она относится с большим пиететом, нам помогает. Прошлым летом мы сделали совместный проект в Электротеатре Станиславский, где соединили «Сталкера» с картинами Петра Беленка. Однажды мы увидели, как картины этого художника совпадают с кадрами «Сталкера». Как будто двум людям приснился один и тот же сон, и они его воплотили. Выставка имела бешеный успех. 

В наш творческий коллектив входит дизайнер Геннадий Никитович Синёв, который знаменит тем, что делал залы иконописи в Третьяковской галерее, выставку Серова. С нами работает замечательный фотохудожник Саша Талгин, который оживляет и восстанавливает фотографии, делает общую панораму – он работает с фотографией как с текстом.

Нашим партнёром также является Театр Наций. Кроме того, мы заручились поддержкой Московского международного кинофестиваля, написали письмо, рассказали о том, что делаем, договорились об информационной поддержке. 25 июня мы хотим провести вернисаж. Это для нас очень важно. 

– Давайте поговорим о юбилейном фестивале «Полный артхаус», на котором вы представляете программу «Вторая премьера».

– Я первый раз на этом фестивале и представляю внеконкурсные фильмы. Из того, что вошло в конкурсный показ, мне кажется, интересен фильм Карена Геворкяна. Картина цельная, хороший монтаж, замечательная камера, задан ритм, который не меняется на протяжении всего фильма, поэтому его интересно смотреть. Есть кульминация, есть завершение, линия развивается. Режиссёр делает всё очень грамотно. И в то же время тема, к которой сейчас мало кто обращается. По-моему, это очень интересно и для современного кино необычно. На моей памяти, из большого кино последний фильм о рабочих – это фильм 2003 года «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова. 

– В фильме «Вся наша надежда» используется ненормативная лексика. Как вы к этому относитесь?

– Знаете, мне трудно об этом говорить. Я сама её никогда не употребляю. Тяжело переношу, когда это делают другие. Хотя есть моменты в искусстве, когда это необходимо. Но достаточно вспомнить «Москва-Петушки» Венечки Ерофеева. Это абсолютно гениальное произведение. Оттуда нельзя выбросить ненормативную лексику. Поэтому сказать, что я против ненормативной лексики в искусстве, я не могу. Я вообще считаю, что любые запреты плохи. Нельзя ничего запрещать. Только свобода совести. А наше дело – выбирать: смотреть или нет. Должна быть взаимная свобода. 

– Какое кино сейчас нужно зрителю? 

– Я могу сказать про себя. Сегодня хорошее кино попадается крайне редко. Для отдыха я предпочитаю смотреть американские сериалы. Считаю, что сериал сейчас – самый интересный жанр, потому что, в каком-то смысле, он заменил собой роман. Есть сериалы хорошего качества. Но по телевизору сериалы не смотрю – это для меня неудобно.

– Как, по вашему мнению, проходит фестиваль «Полный артхаус»?

– Фестиваль мне кажется симпатичным. И что меня поражает, приходит очень много зрителей. Фильмы, которые я представляла, выложены в интернете, но люди собираются – какое уважение к кино, что его хотят посмотреть на большом экране! Для меня это очень удивительно. 



Поделиться:
Дата публикации: 22 февраля, 2017 [14:20]
Дата изменения: 08 декабря, 2023 [10:32]