[Версия для печати]

Павел Михайлов: «Участь хорошего руководителя – быть волком-одиночкой»

Челябинская театральная публика любит Камерный театр за его особую «домашнюю» атмосферу, уникальный самобытный репертуар, труппу, состоящую из сильных харизматичных разноплановых актёров и возможность очень ярко прожить свои эмоции, с которыми резонирует почти каждая поставленная пьеса. Привычка ходить в Камерный театр – одна из самых полезных и терапевтичных, если так можно выразиться применительно к театральному искусству. В прошлом году у театра сменился директор. Им стал бывший заместитель генерального директора медиахолдинга «Первый областной» Павел Михайлов. Когда наступает время сменить работу? Как стать хорошим руководителем в новом месте и к чему стремится театр в новом году? Об этом и многом другом мы поговорили с Павлом Михайловым.

- Павел Геннадьевич, большая часть жителей Челябинска знает вас как телеведущего, в последние годы – заместителя генерального директора медиахолдинга «Первый областной». Вы сделали такую серьёзную карьеру на телевидении. И вот с июля 2023 года вы резко сменили сферу деятельности и возглавили Камерный театр. Расскажите, как и почему появилось желание так кардинально поменять карьеру? Повлияла ли на вас работа в Молодёжном театре в студенчестве?

- Это даже не в студенчестве было. Отработал в театре восемь лет, прежде чем окончательно уйти на телевидение. Просто получалось совмещать. Сначала я буквально жил театром, за первые два-три года был задействован в 20 спектаклях. Я не выходил из ТЮЗа (ныне Молодёжный) вообще. У меня спектакли шли каждый день. А потом появилось телевидение и любовь к нему. И когда в театре наступили перемены – смена обстоятельств, режиссёров, - я вдруг понял, что на телевидении мне интереснее, на тот момент там было больше возможностей. Вот роман с телевидением и случился. А сейчас это такое возвращение к истокам. Я вдруг понял, что достиг какой-то планки в медиапространстве и дальше не вижу возможности расти и развиваться, поэтому решил поменять сферу деятельности. Потому что там казалось, что нового больше ничего не будет, а придётся только повторять. А сейчас всё новое! В качестве директора я никогда в театре не работал. Мне казалось, что я всё знаю. А оказалось, что ничего не знаю в этой профессии, и слава Богу! Поэтому я учусь и у меня сегодня очень интересный период.

- Актёрское прошлое мешает или наоборот помогает руководить театром?

- Оно помогает понимать театр. Всё равно нас воспитывали, у нас есть школа актёрская, есть понимание, что такое творческий процесс. И, наверное, это был запрос именно Камерного, чтоб пришёл человек из своей среды. Мы тут совпали в наших желаниях – не просто менеджер и управленец, а человек от театра.

- Получается, тогда, 20 лет назад, журналистика победила театр. Сейчас, наверно, такое трудно представить…

- Сейчас на данном этапе да. Хотя, у нас контакты не прерваны, возможно так или иначе будут появляться какие-то совместные проекты, посмотрим. Мосты не сожжены. И потом, если мы посмотрим на деятелей культуры федерального масштаба, они же работают в разных направлениях: театр, кино, телевидение и везде успешны. Мир богат возможностями для творческой реализации, и никто не пытается посвятить жизнь только театру или только кино.

- Вы не оставили работу телеведущим?

- Пока оставил, завершил все проекты, чтобы больше времени посвящать новой работе.

- Какие сложности вы встречаете на вашем пути? Получилось ли «перестроиться»?

- Здесь, наверное, сложность в том, что театр – это совершенно не похожая организация на журналистский или офисный коллектив. Тут очень тонкие настройки, уникальные специалисты. Просто так на улицу не выйдешь и хорошего артиста себе не найдёшь. Люди театра выращиваются годами, со временем становятся лучше, глубже, интереснее. В Камерном уникальная труппа, которую собрала главный режиссёр Виктория Мещанинова. Моя задача создать комфортные условия для работы и научиться балансировать. Ведь люди творческие очень эмоциональны. А директор должен быть оплотом стабильности.  

- Как сложились отношения с главным режиссёром Камерного Викторией Николаевной Мещаниновой?

 - Они сложились. Без этого союза ничего не произошло бы. Виктория Николаевна легенда. Это глыба, величина. И я вижу, как она мудро относится к каким-то моментам в жизни. Она меня этому учит. А я вижу, где я могу её усилить, где я могу быть её надёжным плечом. Вообще, у директора и главного режиссёра обязательно должен быть тандем. Если он есть – дальше всё будет.

- Вы подводите для себя итоги года? Как это делают в социальных сетях перед новогодними праздниками. Строите планы на год?

- Сейчас это так модно. Я написал список главных событий, но не в социальных сетях на общее обозрение, а для себя, в заметках смартфона. Но не для того, чтобы подвести итоги, а для того, чтобы запомнить этот год. И через какое-то время открыть и перечитать. Событий было много, не только моё директорство, но и на телевидении случилось много хороших проектов, были очень интересные встречи, поездки. И в плане личных событий год был очень урожайным, хорошим, я радуюсь.

А если говорить о планах на этот год, пока я точно понимаю, что мне нужно в профессиональном смысле продолжать вливаться в коллектив, продолжать его узнавать, готовить театр к капитальному ремонту. Мы должны в этом году провести экспертизы, выйти на бюджетирование, и если всё сложится, то ещё через год у нас все начнётся. И в целом, хочется в театр в этом году привнести ряд новых проектов, которые его бы усилили.

- Как вы думаете, в театр важно постоянно привносить что-то новое и актуальное или сохранить традиции и самобытность, чтобы не испортить? Вы что-то привносите с телевидения?

- Театру нужно сохранять самобытность 100%, потому что уникальность театра – в авторском подходе, который сформировала Виктория Николаевна, репертуар, труппа. С другой стороны, вносить какие-то новые традиции тоже нужно.

А пока, обратите внимание, у нас в фойе появились экраны (вот, пришёл человек с телевидения), на них мы транслируем ролики, анонсируем премьеры, афиши и так далее. И сам подход, мне кажется, в театрах к промо-компаниям менее отточенный, чем на ТВ. Важна команда. И сейчас моя задача – собрать команду, которая будет профессионально заниматься продвижением театра. Чтобы было всё чётко спланированно и ничего не делалось случайно, с хорошей графикой, с хорошими специалистами, с нетривиальными идеями.

- Маркетинговая стратегия, продажи билетов – это замечательно! Но ведь на премьеру в Камерный театр и так не попасть!

- Аудитория постоянно обновляется. Одно поколение сменяет другое. Мы хотим, чтобы к нам приходил и молодой зритель, думающий… Да, к нам бывает сложно попасть, особенно на премьеру, но, если вдруг мы поймём, что нам совсем не хватает одного зрительного зала, будем расширяться как-то. И это тоже моя задача – думать о том, как театр будет развиваться с материальной точки зрения, как мы будем расти.

- Вы не скучаете по творческой деятельности?

- А это тоже творческая деятельность – придумать, сделать так, чтобы заработал какой-то процесс. Это же круто.

- И при этом надо совмещать это с ролью крепкого хозяйственника

- Это я люблю. За время моей работы тут мы уже успели где-то что-то подкрасить, лишние двери снять, которые мешали всем ходить. У нас было чумовое новогоднее оформление фойе! Мы нашли крутого дизайнера. Она разработала и реализовала классный проект, такой европейский, эстетичный. Такого в Камерном ещё не было. У нас фотографировались в каждом углу театра. А вообще теперь фойе преображается у нас каждый раз. Например, к премьере «Я - Метеорит» было одно оформление, к премьере «Убивая Гонзаго» - другое, на «Камерату» (театральный фестиваль – прим. ред.) – третье. То есть мы постоянно что-то такое интересное делаем.

Это не значит, что мы совсем ушли от формата выставок художников в нашем фойе. В январе мы представили галерею работ челябинских художников в очень современной технике. Фотография, совмещённая с рисунком, выполненная на холсте и архитектурном бетоне. Таким Челябинск вы еще не видели!

- На фортепиано перед спектаклем продолжат играть?

- Да, играют.

- На какой спектакль Камерного театра обязательно стоит сходить? Какой любимый у вас?

- Мои самые любимые спектакли: «Без вины виноватые», «Кровавая свадьба», «Мелкий бес». Это мой ТОП спектаклей.

- Какие три самых важных качества хорошего руководителя?

- Буквально только сегодня читал материал какого-то коуча, который обучает руководителей. Это не совсем про качество, но всё же. Хороший руководитель не может заводить дружеских отношений в коллективе. И, к сожалению, его участь быть волком-одиночкой. Для того, чтобы была и дистанция, и трезвый взгляд на вещи. Не знаю, получится ли у меня этому соответствовать, но я наблюдал за другими руководителями, за тем, как они, не теряя душевной теплоты, взаимодействуют с коллегами, подчинёнными, но при этом действительно остаются в единственном числе. Потому что ответственность за всё, что происходит, несут только они.

- А насколько опыт с вашего предыдущего места работы влияет на работу в театре? Хотя сложно назвать театр работой, есть ощущение, что все сотрудники тут просто живут

- Ну, конечно, театр - это дом. Предыдущее место работы дало мне возможность большого разноформатного круга общения и разных контактов. Я понимаю современный мир. Потому что, когда я работал в театре артистом, я ничего не видел кроме того, что происходит в стенах театра. Ну так, только отголоски совсем крупных событий были… А когда ты мало видишь и мало знаешь, ты меньше можешь что-либо привнести в свою работу. И вот, выбравшись за пределы этих стен, проведя 20 лет в таком интересном информационном поле, у меня уже другое отношение к театру. Я получил знания, которые мне здесь помогают. Для театра ведь очень важно говорить со зрителем на одном языке и говорить о том, что сегодня волнует зрителя. Чувствовать те топовые темы, которые волнуют человека. Конечно, в первую очередь, главный режиссёр их должен чувствовать, но и директор тоже должен понимать.

- А топовые темы безопасно отображать в творчестве?

- Мы же не говорим об отношении к конкретным событиям. Всегда есть какие-то общечеловеческие страхи и проекции. У нас нет задачи окунуться в политику. Когда театр становится политическим – он перестаёт быть театром, это уже агитка. А мы не хотим делать никаких агиток. Мы хотим говорить о потребностях общества сегодня. Либо где-то поделиться теплом, сберечь что-то такое в душе. Либо получить ответы на вопросы взаимодействия детей и взрослых в современном мире. Например, спектакль «Сын» как раз об этом, тема подросткового суицида очень актуальна в наши дни, это не единичный случай, про это тоже надо говорить. У нас много спектаклей про вечные семейные ценности. А что ещё сегодня публике нужно?

- Смотря какой, наверное, публика разная…

- Ну, наверное, думающая. Всё-таки мы считаем, что мы привлекаем думающую аудиторию.

- Чего бы вы пожелали челябинской театральной, читающей и думающей публике?

- Самое главное – найти в этом году для себя те произведения, театральные или печатные, которые оставят в сердце хороший след. Потому что, когда ты выходишь со спектакля и думаешь про него, живёшь какими-то эмоциями, тебя подпитывает это приобретение. То же самое и про книгу. Послевкусие хорошей книги вдохновляет. Пусть будет больше таких приятных открытий, наполняющих людей новой энергией.



Поделиться:
Дата публикации: 12 февраля, 2024 [13:01]
Дата изменения: 13 февраля, 2024 [16:31]