[Версия для печати]

Алла Точилкина: «Хороший учитель – это волшебник, который даёт нам будущее»

Встреча с Аллой Сергеевной Точилкиной – человеком, которого без преувеличения можно назвать «двигателем внутреннего сгорания» ДК «Станкомаш», с первых секунд началась очень динамично и информативно. Мы идём быстрым шагом по огромным коридорам 75-летнего здания Дворца, построенного в послевоенные годы. «Золото, мрамор. И это – через три года после войны!» - с восхищением отмечает наша собеседница, указывая на великолепно сохранившиеся интерьерные изыски Сталинского ампира. По пути успевает перекинуться парой фраз о текущем состоянии дел с каждым, кто встречается ей на пути. С восхищением показывает выставку картин на стенах, авторами которых стали учащиеся художественной студии ДК «Станкомаш». Пока мы доходим до её кабинета, она успевает поведать историю старинного здания. И даже в таком уникальном историческом дворце всегда найдётся место новым идеям, возможность совместить традиционную культуры с новыми технологиями.

Каким должен быть Дворец культуры будущего? Что самое главное в работе педагога и руководителя? И главное - как не выгореть на работе, посвящая ей всю себя 24 на 7? Об этом и многом другом мы поговорили с легендарной Аллой Точилкиной.

- Алла Сергеевна, вы руководили челябинскими театрами - Молодёжным и Камерным. Играли на сцене. А сегодня мы с вами встречаемся в таком красивом величественном здании – ДК «Станкомаш». Расскажите, как вы тут оказались и чем занимаетесь?

- Как всегда, это называется «стечение обстоятельств». А ещё мне всегда везёт с людьми, которые встречаются на моём пути. В 2021 году начальник Управления культуры Администрации Челябинска Элеонора Халикова сказала о том, что возникла идея создания большого культурного кластера, который будет включать работу одновременно огромного количества театральных и концертных площадок, оригинальных шоу и занятий творчеством. И рассказала, что есть такое огромное помещение, называется ДК «Станкомаш». Предложила посмотреть. И когда мы сюда поехали, конечно, техническое состояние здания без ремонта, оно очень сильно эксплуатировалось, Сталинский ампир потерял былую роскошь и блеск. Но те объёмы, площадка и возможности, которые открывались в перспективе, они, конечно, сильно меня воодушевили, замотивировали и вдохновили.

Поэтому я ни о чём не жалею и до сих пор рада, что согласилась на предложение Элеоноры Рашидовны заняться этим проектом. И я уже сейчас вижу, как у нас работает основная дворцовая площадка – это почти 800 посадочных мест! Это самая красивая люстра в Челябинской области (смеется), я всегда об этом говорю. Это отдельные залы, которые могут быть театральными «трансформерами», на 300-500 мест, которые могут размещать и танцевальные программы, площадки для бальных танцев. Это может быть, например, искусственный лёд для выступления дрессированных пингвинов, условно говоря - я сейчас фантазирую, конечно, но тем не менее. У нас есть такой зал – мы называем его «мягким» залом, сейчас мы его оборудуем. Он предназначен для малышей, это «театр на подушках», где мы сейчас планируем мероприятия с заслуженной артисткой России Галиной Сбродовой, это будут фольклорные мероприятия, когда малыши попадут в историческую атмосферу и для них сделают потешки – Сорока-ворона, вот эти все пальчиковые игры в сопровождении живого вокала Сбродовой. Причём эти прекрасные хороводные песни русские, с её потрясающим тембром, с игровой программой. Я думаю, это будет очень интересно и молодым мамочкам, и нашим самым маленьким жителям района. И плюс у нас огромный Малахитовый зал, который пользуется большой популярностью. Сейчас у нас проходят танцевальные программы для людей серебряного возраста – всё это будет со временем работать в режиме 24 на 7. Это и огромные арт-проекты, и выставки, и концерты, и мастер-классы, и фестивали, и какие-то арт-программы. Сейчас у нас появился роскошный сквер перед ДК «Станкомаш», который своими размерами достигает Театральную площадь Челябинска. И сейчас его так прекрасно благоустроили, там столько народу, что я понимаю: это очень большая перспектива. То есть я теперь получила много театров.

- А какая у вас должность?

- Заместитель директора ДК «Станкомаш» Челябинской централизованной клубной системы.

- Работа в театрах и работа в ДК «Станкомаш»: что общего и различного в них? Вообще, насколько предыдущий опыт помогает или, наоборот, мешает на новом месте? Приходится ли как-то «отбрасывать» старый подход к делу, чтобы реализовать новое? Как это в вас сочетается?

- Если говорить обо мне – я человек совершенно новый в Ленинском районе, в ДК «Станкомаш» я работаю чуть больше года. Для меня, конечно, это тоже был какой-то этап приспособления, поскольку территориально и атмосферно это совершенно другое помещение. Всё равно, обычно театр находится в центре города, мы все привыкли, что это часть достопримечательности, туда люди идут за интеллигентно-шикарным досугом. А ДК – это всё-таки центр жизни района, тем более такой большой как «Станкомаш». Сюда люди идут со всем: с вопросами о том, где можно что-либо купить, куда записаться на занятие, чем занять свой досуг – любые жизненные вопросы. В театре утром и днём репетируют артисты, работают службы, цеха, а вечером приходят зрители, это праздник. А во Дворце практически не бывает пустого времени. Занятия начинаются с 6:30 у балльников. Днём приходят следующие, а вечером проходят мероприятия, концерты, причём с таким же большим количеством зрителей, как в театрах. То есть сегодня здесь объём творческой жизни гораздо больше, чем в театре. Вначале я никак не могла к этому приспособиться. Здесь работа кипит 24 на 7. Причём самодеятельностью люди занимаются для того, чтобы, наверное, помочь себе пережить какие-то жизненные ситуации, как-то немного адаптироваться к сегодняшнему дню. И там настолько разнообразный возраст! У нас есть развивающая студия от 1,5 лет, есть группы 3 года, и заканчиваются людьми серебряного возраста. То есть все возраста и все социальные группы все приходят к нам каждый день. Сначала это для меня был новый мир, пёстрый, яркий, абсолютно пока неопознанный, но на сегодняшний день я понимаю, что благодаря тому, что Дворец вошёл в состав Управления культуры, здесь есть возможность бесплатно заниматься кружками. Поддерживается финансирование, у нас появляются большие творческие проекты. Сегодня это центр жизни.

- Как вы относитесь к мнению, что искусство лечит?

- Это правда. Культура – это волшебное явление. Когда мы связаны с прошлыми поколениями, тогда мы понимаем наше предназначение и то, что будет дальше. Это такая связующая тонкая духовная красивая нить, которая позволяет человеку что-то в своей жизни менять. Это волшебное пространство. Когда люди занимаются творчеством – они не только лечатся, но и себя изменяют, мир вокруг себя изменяют. Мы видим, как люди начинают «светиться», улыбаться, мир становится лучше. Вот на примере нашего сквера: люди стали лучше и бережнее относиться к окружающей среде, к оборудованию. У людей растёт самоуважение. Среда порождает желание жить лучше, качественнее, и себя менять к лучшему.

- Хочу спросить, как родитель. К примеру, у ребёнка нет слуха, а он мечтает петь или играть на музыкальном инструменте. С точки зрения педагога, есть ли смысл заниматься?

- Я очень рада этому вопросу, потому что я тоже долго думала на эту тему в связи со спецификой работы. Работа во Дворце культуры очень тесно связана с самодеятельностью и в сочетании с сегодняшним днём, с человеческими запросами, в том числе и с возрастными, всегда думаешь о том, как это потом можно вывести на уровень искусства. В ноябре 2023 года нам исполняется 75 лет. И за это время выросла огромная династия учителей-наставников, которые когда-то пришли сюда заниматься в самодеятельность ещё детьми. И благодаря замечательным учителям они выросли до наставников, и сейчас они уже набирают коллективы, ведут их. И даже в этом году, в Год педагога и наставника, у нас прошло три мероприятия, планируется ещё два. Это именно те руководители клубных формирований, которые сюда приходили ещё маленькими, сегодня ведут свои кружки. Сейчас у нас прошёл большой отчётный концерт хора «Поющие сердца», его посетил руководитель Михаил Абрамович Офман. А ведь он начинал в хоре Михальченко (которым сейчас гордится наша Челябинская государственная филармония), пел в этом хоре, в Южно-уральском государственном институте искусств имени П.И. Чайковского, а это тот самый знаменитый Михальченко тоже работал здесь у нас, в «Станкомаше». Сейчас Михаил Абрамович Офман большой педагог, которого знают все школы Ленинского района, где он занимался хорами, вокальными ансамблями. На предприятиях, когда люди бегали к нему во время обеденного перерыва на репетиции. И вот сейчас во время большого отчётного концерта было приятно смотреть, как растёт коллектив, также тут была вся профессура Челябинского института культуры. Это говорит о том, что уровень подготовки наших наставников очень высок. И это очень востребовано. Из поколения в поколение растёт огромная плеяда наставников. Хороший учитель – это волшебник, который даёт нам будущее. То есть заниматься не просто надо, это просто необходимо. Потому что если есть хоть какое-то направление, какое-то желание что-то сделать, то надо обязательно попробовать. Как говорят: попробуешь – пожалеешь, что попробовал, а не попробуешь – пожалеешь вдвойне, что не попробовал. Даже если что-то не получается, это всё равно возможность раскрыть человека, его личностный потенциал. Не все становятся великими балеринами, спортсменами, но, если человек всё-таки понимает красоту жизни, её эстетичность, может этим делиться, а у нас проходят концерты даже тех людей, которые не очень профессионально работают, человек пробует себя, развивается, это на сегодняшний день, мне кажется, очень важно для государства. Мы формируем полноценных, талантливых, ответственных и очень красивых людей.

- Как вы думаете, что самое сложное в работе педагога?

- У меня мама всегда говорила: есть три сложнейших профессии – врачи, педагоги и юристы. Во всех этих случаях самый главный постулат, как мне кажется, не навредить. Это самое важное. Потому что можно добиваться результатов сквозь тернии, мы знаем огромное количество судеб, когда человек шёл к своему пьедесталу, чтобы сделать что-то гораздо лучше, быстрее, выше и сильнее, а в процессе творчества это должно было быть выдающееся достижение. Сколько мы знаем удивительных историй? Тот же Эйнштейн! В школе он считался учеником достаточно средней подготовки, его маме говорили, что он интеллектуально не очень дотягивает до своих сверстников. И мама как учитель сама взялась заниматься с ним математикой и физикой. Его учителя поняли, что у мальчика настолько большие способности, которые даже они не смогли разглядеть. Здесь, конечно, можно было сломать человеку судьбу, внушив ему, что он недалёкий. Но его поддержали, и в итоге мы получили великого мирового учёного. Поэтому способность не навредить, не сделать хуже – это самое важное в педагогике.

- А что самое важное и сложное в работе руководителя, на ваш взгляд?

- То же самое! Когда-то Сергей Капица (учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки» - прим. ред.) сказал о том, что руководитель – это тот человек, который даёт возможность людями работать и не мешает им. Он организует процесс, несёт ответственность, принимает решения, но невозможно знать всё. И когда ты формируешь команду, в которой каждый в своём направлении является сверх профессионалом, который даже может лучше тебя знает, что нужно делать и как, и ты доверяешь этим людям, а эти люди верят в тебя, тогда это высший пилотаж руководителя. Ставить какие-то очень красивые глобальные цели, создавать истории, формировать прекрасную команду и достигать прекрасных результатов.

- Каким вы видите Дворец культуры будущего? Мечтаете, каким он будет?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу сказать, что мечты всегда сбываются. Когда-то очень давно, когда я пришла работать директором Камерного театра, у меня спросили: «Алла Сергеевна, о чём вы мечтаете?». Вы знаете, прошло 12 лет, и я понимаю, что мечты сбываются. Я тогда мечтала о том, чтобы где-то далеко, на другом континенте, пусть даже в Австралии, люди смогут смотреть анонсы наших спектаклей, покупать билеты и прилетать к нам сюда, в Челябинск.

Сейчас мы пользуемся системой «Пушкинская карта». Мы в интернете приобретаем билеты. Благодаря пандемии или вопреки, мы понимаем, что театр преодолел все границы и расстояния, и сейчас мы можем смотреть спектакли онлайн. Поэтому то, что качается мечты – я в это верю на 100%, всё сбудется.

Для меня Дворец будущего – это территория очень красивая, очень достойная, потому что само словосочетание «дворец культуры» призывает к ответственности и глобальной красоте. Плюс ко всему это должно быть масштабно, это целое Королевство должно быть, в центре которого находится Творческий человек. В моём Дворце будущего человек может прийти с браслетиком и благодаря ему сможет заходить во все двери и уголки нашего многокорпусного 4-этажного здания 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. То есть приобретая этот браслет, он как в СПА-салоне ходит по нашему Дворцу и заглядывает на выставку, на концерт, на курсы бариста, например, может зайти в книжный клуб и обсудить какую-то библиотечную новику и так далее. У нас есть огромное количество клубов, где собираются читающие люди, мы дружим с библиотеками. Ещё я вижу, что наши большие огромные переходы, они будут как в Эрмитаже украшены какими-то картинами, здесь расположатся выставки фотохудожников. И человек, придя сюда, сможет выбрать из огромного количества то, что интересно именно ему. Самое важное, что мы сегодня делаем – даём возможность человеку окунуться во всё. Дворец будущего – это такое большое современное пространство, очень красивое, где человек чувствует себя очень счастливым.

- Можно ли сравнить ваше видение Дворца будущего с «Ельцин Центром» в Екатеринбурге?

- Там всё равно прежде всего музей, это зафиксированная история, которую мы пытаемся сохранить и воссоздать. А наш Дворец – это беспрерывное бурление творчества. Даже сейчас иногда я прихожу и не узнаю какие-то наши помещения. Например, театральный коллектив «Стрекоза» готовит своё отчётный концерт. Там преподают мама и дочь – тоже такая преемственность. И сейчас они даже меняют пространство! Я захожу к ними и вижу фиолетовые стены!

- И это можно не согласовывать?

- Это творческая территория и на сегодняшний день они являются её хозяевами. Я очень люблю, когда творческие люди не только пользуются помещением, но и ответственно относятся к нему. Это их территория, они здесь «живут», они здесь работают и встречают наших гостей. К ним приезжают даже зрители из Перми, Екатеринбурга и так далее. А театр не может оставаться статичным, он всё время меняется, это очень интересно.

- Работая 24 на 7, как избежать выгорания? Что помогает лично вам?

- На самом деле, ничего не помогает (смеётся). Но пытаться надо. За много лет я для себя выработала такую схему: есть природа, она гораздо красивее и богаче того, что создано человеком. Нужно каждый день учиться у природы. Растёт трава, поют птицы… каждые выходные я стараюсь рано утром уходить в лес на пробежку, заниматься спортом, чтобы просто вырваться из суеты. Ведь суета в масштабах природы очень маленький процесс.

- Сколько часов в сутки у вас занимает сон?

- У людей, которые занимаются творчеством и работают в театре, про сон вообще никогда речи не идёт. Есть давняя история, когда только создали первый театр (я актриса челябинского театра мастерская новой пьесы «Бабы»), в 2000-м году мы приехали на фестиваль. Приехали очень рано –в гостиницу не селят. Мы с чемоданами, в которых не только вещи, но еще и декорации, костюмы, а мы все девушки, у нас нет мужчин, потому что театр «Бабы». И мы заходим в метро и ездим 1,5 часа по кольцевой линии чтобы поспать. Я тогда думаю: «Сейчас мы в Москве немножко напряжёмся, потом отдохнём». А потом нет. Приезжаешь – надо со студентами заниматься (я тогда активно преподавала в ВУЗе). Потом думаешь: «будут каникулы – тогда». Потом понимаешь, что там вступительные экзамены начнутся. Потом 1 сентября… В общем, я еду по этой кольцевой линии и думаю: «Господи, я вообще никогда не высплюсь». И потом просто есть понимание, что есть режим «включили» - «выключили». Конечно, я всегда пользуюсь возможностью поспать. Но каждый день встаю в 5:30, это привычный для меня режим.

- Сейчас разгар лета. Помимо спорта и взаимодействия с природой, что является обязательной программой для вас в это время года?

- Во Дворце будет продолжать кипеть жизнь. В августе у нас продолжится работа кружков, и мы начнём традиционное мероприятие День открытых дверей. Когда мы открываем двери для всех желающих, мы показываем, какие у нас есть творческие возможности, записываем всех желающих в кружки, это всегда очень волнительно, знаете, как перед 1 сентября. Всегда многолюдно, очень красочно, на крыльце всех встречает духовой оркестр, его слышно практически на весь квартал! Это масштабный праздник. В целом летом очень много мероприятий для детей: игровые программы, постановки театра «Стрекоза», кружки по бальным танцам, в общем, мы всё ещё танцуем и поём. Я никогда не беру летом полный отпуск, потому что невозможно: всегда есть какие-то хозяйственные дела, подготовка к следующему сезону или учебному году. Всегда есть какие-то организационные вопросы, которые необходимо обсудить. Я очень благодарна Администрации Ленинского района, они всегда помогают нам с трудовыми отрядами. Молодёжь приходит нам помогать мыть дворец, потому что мы очень большие - почти 10 тыс. кв. метров. А вообще, если есть возможность отдохнуть, я её не упускаю. У меня есть поговорка: самая любимая музыка – это тишина. А самое лучшее времяпровождение – с книгой. Я очень люблю читать, у меня есть список книжек, обязательных к прочтению, они меня уже давно ждут. И если я пойду в отпуск хотя бы на 10 дней, то я планирую просто почитать.

- Можете назвать три-пять самых лучших книг?

- На каждый период жизни это будут разные книги. Но однозначно, что нужно прочитать абсолютно каждому человеку, на мой взгляд, это Пушкин «Евгений Онегин». Это роскошное произведение. Я часто занимаюсь с детьми и продолжаю педагогическую деятельность. Так вот «Евгений Онегин» - это роскошная вещь потому, что это так красиво и виртуозно написано, это невозможно никак повторить. Второй мой любимый автор – Лев Толстой, я «Войну и мир» читала трижды.

- И даже главы про войну?

- Да! И про мир. И до сих пор это такая кладезь человеческой мудрости. Вот знаете, есть поваренная «Книга о вкусной и здоровой пище», говорят, что это просто рецепты, но на самом деле это целая философия. Так вот Лев Толстой – это не просто философия, это мировая философия, это потрясающе и актуально по сей день. Если брать из современного, я очень люблю таких интересных психологов, которые мне немножко помогают адаптироваться в жизни, восстановиться – это Таня Мужицкая, например, один любимых моих сегодняшних авторов. Её книги помогают и в бизнесе, и в личной жизни, это очень терапевтичная литература, у неё прекрасные книжки, всем рекомендую, особенно девушкам – это очень легко, красиво, весело, на мой взгляд, очень продуктивно и точно позитивно. Ещё Наринэ Абгарян – понятно, многие её читали, в своё время я к ней немного остыла, но что-то из нового почитаю всё равно. Думаю, надо быть в курсе того, что сейчас пишут и думают современные люди.

- Что вы пожелаете пользователям нашего сайта?

- Во-первых, читать. Это очень важно и нужно. Как говорится, человек, который владеет знанием – владеет миром. Люди, которые читают и владеют информацией, действительно понимают, что происходит. Во-вторых, ваш сайт Управления культуры настолько любопытен сегодня, столько событий происходит в сфере культуры города, это очень удобная вещь, это, наверное, на сегодняшний день очень удобный быстрый агрегатор событий, где мы можем увидеть программы выходного дня, какие мероприятия нас ожидают, какие направления. Это помогает быстро сориентироваться, организовать свой досуг, собрать своих родных и близких. Поэтому надо читать ваш сайт!

Ещё я желаю всем ходить в театры, на концерты, заниматься культурой и искусством, мы всех ждём в своём творческом пространстве ДК «Станкомаш», в наших лабораториях, в наших клубных формированиях. Творчество – это самое универсальное средство реабилитации человека к сегодняшней жизни. И самое важное – любите друг друга. Если любить – то всё получается.



Поделиться:
Дата публикации: 08 августа, 2023 [13:13]
Дата изменения: 08 августа, 2023 [13:59]