[Версия для печати]

«Библионяня»: здесь растят читателя и социализируют родителей

Какой родитель не мечтает увидеть своего ребёнка счастливым, умным, любознательным, с горящими глазами и жаждой познания всего вокруг? Пожалуй, сегодня как никогда в индустрии раннего развития ребёнка отмечается настоящий бум. Родители водят своих дошколят на различные курсы. Чтение, иностранные языки, уроки по искусству, общение и социализация – всё это в той или иной форме предлагается родителям и их малышам чуть ли не с пелёнок. О таком проекте раннего развития ребёнка мы поговорили с создателями и педагогами проекта «Библионяня». Встречи с «Библионяней» проходят в челябинских детских библиотеках каждую неделю и являются абсолютно бесплатными для малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

- Как давно существует проект «Библионяня»?

- Нашей «прекрасной Няне» в 2022 году исполняется 7 лет. Первые «выпускники» Библионяни уже учатся во втором классе. В 2015 году были открыты первые пять площадок, в 2016 году – ещё семь. Сегодня площадки работают в 12-ти детских библиотеках (Центральная городская детская библиотека, детские библиотеки № 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 17).

- Идея создания проекта «Библионяня» появилась одномоментно или созревала на протяжении длительного периода? Что вас вдохновило на создание проекта?

- В мировой библиотечной истории практика создания в детских библиотеках специального пространства и реализации программ работы с малышами далеко не нова. Книжки нужны и полезны детям, не умеющим читать, а ещё малышам и родителям нужны общение и ресурсы, помогающие развитию ребёнка. Идея создания площадок интеллектуального развития малышей раннего дошкольного возраста стала ответом на «омоложение» посетителей детских библиотек (в XX веке потенциальными читателями библиотек считались дети с трёх лет, в 2000 году фотография детской коляски в интерьере библиотеки была экзотикой, а в 2015 году практически каждая детская библиотека могла похвастаться «читателями», ещё не умеющими не только читать, но и ходить). Стало понятно, что пора организовывать библиотечное обслуживание этой категории жителей Челябинска с учётом особых потребностей в оборудовании, в формах мероприятий, в подготовке кадров. Источником вдохновения стали малыши и родители, опыт российских и зарубежных коллег, опора на замечательную детскую литературу и вера, что библиотекари могут всё.

- «Библионяня» пользуется большой популярностью. Как вы думаете, почему так много современных родителей озабочены ранним развитием своего ребёнка?

- Родители, понимая, что основы будущего закладываются в детстве, стремятся помочь ребёнку как можно раньше адаптироваться в современном мире, хотят видеть своих детей умными, успешными, состоявшимися в жизни. Свою роль играет и огромное количество информации о пользе раннего развития, так называемая мода на ребёнка, который «лучше всех».

Но «Библионяня» совсем не является «питомником для выращивания вундеркиндов в памперсах». В первую очередь «Библионяня» – это не про обучение, а про социализацию ребёнка и… родителей. Не превращаясь в детский сад, в курсы по подготовке к школе или в игровую комнату, куда можно сдать ребёнка, отправляясь по делам, детская библиотека может помочь родителям. Посещение библиотеки для малыша – выход в новую среду, отличную от домашней, повод для общения с другими детьми и взрослыми, а для родителей – помощь в воспитании ребёнка, возможность избежать замкнутости в четырёх стенах, место для встреч и обмена родительским опытом. Приобщение к книге и чтению с раннего возраста – залог успешного интеллектуального развития и обучения в будущем. Найденный формат – сочетание 30-минутных тематических занятий с обязательным участием родителей и свободного посещения игровых площадок – полностью оправдал себя.

Подтверждение этому – отзывы родителей:

«"Библионяня" – это отличный способ подготовки деток к адаптации в коллективе детского сада и к "отлипанию" от маминой юбки! А для мам – возможность выбраться из дома и пообщаться с другими мамами».

«Дети адаптируются к работе в коллективе, общаются со сверстниками. Это прекрасный "мягкий" метод подготовки к детскому саду».

- Приходя на проект «Библионяня», что уже должен уметь делать малыш?

- Особых навыков и умений от малыша не требуется. Желательно (но необязательно), чтобы он умел ходить. Оптимальный возраст начала занятий – от полутора лет. Но с учётом индивидуальных особенностей малыша и готовности родителей стать активными участниками занятий возможно участие младших детей. Мы очень рекомендуем родителям начать с пробного посещения и не ждать от «домашнего» малыша моментального включения в коллективную работу и выдающихся успехов. Мы принимаем малышей такими, какие они есть, но от родителей требуется ответственное отношение и сотрудничество.

- Расскажите о бытовом оснащении этих встреч. Что у вас есть, чтобы таким маленьким детям (и родителям) было комфортно прийти на занятие и спокойно побыть там час-полтора?

- Каждая площадка – это место привлекательное для малышей с достаточным количеством книг, развивающих игр и игрушек, дающее возможность индивидуальных и групповых занятий по программам общего интеллектуального развития. В пространстве детской библиотеки, участвующей в проекте, есть игровая комната (или игровой уголок) и место для проведения групповых занятий с участием малышей и родителей.

На сайте Централизованной системы детских библиотек Челябинска www.db74.ru в разделе «Библионяня» можно найти информацию о занятиях с фотоматериалами, в одноимённом разделе слайдера сайта познакомиться с афишей на ближайшие дни.

Еженедельно размещается афиша занятий «Библионяни» в группе «Детские библиотеки Челябинска https://vk.com/kids_libraries_che сайте Управления культуры Администрации Челябинска, группе VK и телеграмм-канале.

- Как происходит выбор темы встречи с детьми в рамках проекта? На что вы опираетесь?

- Программы еженедельных занятий составляются на условный учебный год с сентября по май. Но присоединиться к группе можно с любого занятия. Количество детей в группе от 5 до 10 человек (обязательно участие в занятиях родителя или взрослого члена семьи). При необходимости в библиотеке организуется несколько групп.

Главное направление – знакомство малышей с окружающим миром. Темы занятий: времена года, календарные праздники, животные, растения, предметы и явления. Комплексные занятия включают дидактические упражнения, пальчиковую гимнастику, музыкальные и игровые моменты, изготовление поделок. У каждой «Библионяни» есть свои особые «фишечки». При разработке программ изучались методики и практики дошкольного воспитания и раннего развития (Монтессори, «Кенгуру», «Цветик-семицветик» и другие), проводились консультации со специалистами по дошкольному образованию. Куратором и научным руководителем проекта стала Наталья Константиновна Сафонова, главный библиотекарь по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, специалист в области детской литературы и детского чтения. Помогая малышам развиваться, детские библиотеки выполняют свою задачу – растят читателя. Наши главные ресурсы и мощные воспитательные средства – детская литература, дружелюбная тёплая атмосфера детской библиотеки и сотрудничество с родителями малыша.

- Может ли проект «Библионяня» полностью обеспечить процесс социализации ребёнка, который не посещает детский сад?

- Конечно, нет. Период дошкольного детства – время самого бурного развития интеллекта, овладения важными жизненными навыками, и для полноценной социализации малышу необходим широкий комплекс впечатлений, максимум возможностей коммуникаций. Хотя в детской библиотеке можно научиться очень многому. Например, мама одного из малышей написала: «В "Библионяне" мы научились слушать и рассматривать книжки, танцевать, рисовать, лепить, собирать пазлы и разговаривать!»

- Как вы относитесь к изучению иностранных языков в раннем возрасте и практикуется ли это на занятиях «Библионяни»?

- Малыши обладают уникальными способностями к обучению и часто поражают нас своими знаниями. Как было ни удивиться сотрудникам детской библиотеки № 13 мальчику Лёве полутора лет от роду, который легко назвал цвета колец пирамидки на двух языках, как увлекательно было наблюдать за прогулкой по просторам Центральной городской детской библиотеки участников «английского семейного клуба», в котором мамы и малыши 2-3 лет беседуют только на английском. Об эффективности раннего обучения, наверное, лучше судить специалистам. А с какого возраста, чему, как и где обучать своего ребёнка – решать родителям. В программе занятий «Библионяни» обучения иностранным языкам нет. Это направление требует других форматов работы, других ресурсов.

- В своём прошлом интервью, Елена Александровна, вы сказали такую фразу: «Детский библиотекарь, как и детский врач, – профессия особая». Можете назвать, три главных качества, которым должен обладать современный детский библиотекарь и куратор проекта «Библионяня»?

- Любовь и уважение к детям, терпение, профессионализм, включающий постоянное обучение.

- Как вы думаете, современные дети в век информации, глобализации и огромного выбора игрушек счастливее детей советского поколения? Или наоборот?

- Счастье не определяется количеством игрушек и развлечений.

- Что такое, по-вашему, счастливое детство?

В счастливом детстве ребёнок окружён любовью и заботой, но не гиперопекой, он не чувствует себя лишним в жизни взрослых, но имеет право на свою жизнь с собственными открытиями, ошибками и победами.

- Можете назвать три-пять книг обязательных к прочтению детям до трёх лет?

- Ответ будет скорее про жанры, не про названия. Во-первых, ранний дошкольный возраст – самый «поэтический». Ритмы, рифмы, звукопись – прекрасное средство для развития речи, памяти, моторики, навыков взаимодействия с первых дней появления малыша. Детский «поэтический ассортимент» огромен: народные песенки, потешки, прибаутки, уговорушки, «золотая книжная полка малыша»: Чуковский, Барто, Маршак, Токмакова, материнская поэзия Нины Пикулевой, Анастасии Орловой и другие.

Во-вторых, книжки-картинки для рассматривания, поиска, называния объектов, звукоподражания и прочее. Малышам нравятся книжки-вырубки (в форме чего-то), книжки-панорамки с объёмными или движущимися элементами, «звучащие» и тактильные книжки, а также просто книжки с хорошими иллюстрациями.

В-третьих, конечно, сказки. Время волшебных сказок придёт попозже, а пока читайте и рассказывайте сказки народные (особенно про животных), сказки в картинках (например, классика жанра Владимира Сутеева), книги формата «Полезные сказки».

Будьте готовы, что малыш может выбрать одну любимую книжку и какое-то время будет требовать перечитывать её бесконечно.

Будьте уверены, что в детской библиотеке вам помогут с выбором (здорово, если малыш сам будет участвовать в выборе книжки).

- Чего по-вашему не хватает современным детским библиотекам?

- Не хватает самих детских библиотек в районах интенсивной застройки. Не во всех существующих детских библиотеках можно оборудовать площадку «Библионяни» из-за малой площади. Есть проблема оперативного обновления ресурсов, мебели, инвентаря, игр.

- Можете вспомнить, что за время вашей работы с маленькими детьми вас по-настоящему удивило?

Ответы на это вопрос дали несколько библиотекарей-педагогов:

«Искренность и дружелюбие детей. Дети очень искренне реагируют на всё происходящее. Их удивление, радость, обида или проявление каких-либо других реакций всегда происходят от души. Пожалуй, наибольшее удивление вызывает то, как ребёнок такого возраста увлекается чем-то надолго и стремится добиться результата».

«Удивительная способность взаимодействовать, не умея говорить (делиться игрушками, совместно строить домики, собирать картинки)».

«Удивляет яркое проявление индивидуальности и характера каждого малыша».

«Каждый раз меня удивляет умение малышей учиться. Несмотря на то, что они такие маленькие, за несколько месяцев происходит чудо. На первых занятиях они не понимают, чего от них хочет тётя, куда зовёт и зачем. А через несколько занятий ждут меня, слушают, стараются изо всех сил выполнить задание, общаются друг с другом. Я получаю от этого огромное удовольствие».

На вопросы отвечали сотрудники детских библиотек «Библионяни»: Галина Пильникова, Лира Акбарова, Наталья Лядова, Надежда Шульгина, Марина Валеева, Алина Гарипова, Елена Медведева, Лариса Орлова, Светлана Однорог, Юлия Урушева, Александра Духарева, Ольга Гимранова, Ольга Просекова, Наталья Григорьева, Фирая Серазетдинова, Екатерина Патрушева, Галина Шульгина, Елена Смирнова и директор «Централизованной системы детских библиотек Челябинска Елена Разборова. Благодарим за сотрудничество и желаем вдохновения на новые интересные проекты.



Поделиться:
Дата публикации: 18 октября, 2022 [11:26]
Дата изменения: 18 октября, 2022 [17:31]