[Версия для печати]

Елена Разборова: «В XXI веке детей удивляет «лампочка Ильича»

Елена Разборова – директор Централизованной системы детских библиотек города Челябинска. Порой у людей уходят годы на поиски своего призвания, но Елена с детства знала, что ей нравятся библиотеки, и с малых лет имела собственную «библиотечку». Является идейным вдохновителем проекта интеллектуального развития дошкольников «Библионяня» и модернизации Центральной городской детской библиотеки имени А.М. Горького. О детстве, профессии и книгах мы поговорили с одним из самых начитанных представителей челябинской культуры.

– Елена Александровна, ваш многолетний труд был оценён, расскажите какую награду вы получили.

– В мае 2022 года я стала победителем областного конкурса «Лучший библиотекарь года» в номинации «Лидер».

– Сколько лет вы уже проработали в библиотеке?

– В детских библиотеках я работаю с 1982 года после окончания Челябинского государственного института культуры. 12 лет проработала в Централизованной библиотечной детской системе Магнитогорска. И закончила магнитогорский этап своей жизни в статусе её директора. В 1996 году я вернулась на родину в Челябинск и пошла работать… ну, конечно же, в детскую библиотеку. Более 25 лет моя жизнь связана с Централизованной системой детских библиотек Челябинска.

– Раньше не задумывались именно о детской кафедре, карьере руководителя библиотеки?

– Совершенно не думала. Здесь совпало родительское уважение к этой профессии и замечательные педагоги, поверившие в меня. Я выпускница легендарной кафедры детской литературы, которую основали замечательные люди, крупнейшие специалисты по детскому чтению и детской литературе Давид Александрович Гольдштейн и Нина Фёдоровна Новичкова. Именно они заложили основу школы детских библиотекарей в Челябинской области. Многие выпускники этой кафедры работают по области, стране и даже за рубежом. Нас учили по-настоящему любить детей и книгу. Жаль, что сейчас нет подобной специализации. Детский библиотекарь, как и детский врач, – профессия особая. Я благодарна своим преподавателям за то, что столько лет по-прежнему остаюсь ей верной.

После окончания института я уехала по распределению в Магнитогорск, в котором до этого не бывала ни разу. Причём меня направили туда на ответственную должность заведующей детской библиотекой № 3. Опыт руководства сложившимся коллективом взрослых профессионалов закалил, научил брать на себя ответственность и постоянно учиться.

– Вы потомственный библиотекарь?

– Я не потомственный библиотекарь, но потомственный работник культуры. Мой папа по образованию был дирижёром-хоровиком и окончил наш институт культуры. Всю жизнь он занимался музыкой, работал с детьми, очень любил книги, здорово читал стихи, рисовал. Не знаю в силу каких обстоятельств (может это было связано с какой-либо романтической историей) или просто потому, что библиотекарь – это прекрасная профессия для «книжного» ребёнка, он всегда говорил, что моё место в библиотеке. Когда я была совсем маленькой, у меня, как у любого тогдашнего советского ребёнка, была библиотечка из 40-50 детских книг. Папа сделал для меня специальный штамп-экслибрис, как в настоящей библиотеке. Я играла в библиотеку так, как другие дети играли в магазин или в школу. Именно он очень настойчиво рекомендовал поступить в институт культуры, хотя у меня были несколько другие планы.

– Как изменилась детская библиотека, на ваш взгляд?

– По моему твёрдому убеждению, детские библиотеки всегда были, есть и будут одними из самых нужных учреждений, обязательной частью счастливого детства каждого ребёнка. Практически у каждого взрослого, кто приходит к нам в библиотеку, возникают какие-то воспоминания о своей детской библиотеке, о книжках, библиотекарях. Здорово, когда родители, дедушки, бабушки, приводя детей и внуков в «свою» детскую библиотеку, радуются, что она есть, что библиотека стала лучше. Наличие специализированных детских библиотек, как и специализированных детских театров, – одна из замечательных особенностей российской культурной жизни. Миссия детской библиотеки не столько информационная, сколько просветительская и воспитательная. Мы много рассказываем, пересказываем, читаем вслух, играем и показываем, вовлекаем детей в разговор, совместное действо. Очень хочется, чтобы всё, что мы делаем в библиотеке, становилось для ребёнка событием: занятие кружка, индивидуальный разговор с библиотекарем, радость от встречи с новой книжкой. Эту суть мы стараемся сохранить даже в новой модельной детской библиотеке. Важно, чтобы библиотеки менялись, но не изменяли себе. Дети всегда остаются детьми – они такие же открытые миру, искренние, доверчивые. Они откликаются добром на добро, открыв рот слушают, когда им читают вслух или рассказывают сказки, их поражают совершенно простые вещи. У нас в Центральной городской детской библиотеке, модернизированной по национальному проекту и наполненной многими техническими средствами (от электронной книговыдачи до робота-библиотекаря), есть необычная площадка «Каминная гостиная», которую мы обозначили как место без гаджетов. Это классическая старинная библиотека-кабинет. И, как ни странно, детей больше всего впечатлила именно эта площадка, удивительные книги «с историей», камин, мягкие кресла, зелёная лампа, которая загорается если дёрнуть за верёвочку. В XXI веке детей удивляет лампочка Ильича. Современным детям интересны простые вещи, которые для взрослых обыденны. Бумажным книгам пророчили смерть много лет назад, а они до сих пор живы. Чтение ребёнку вслух – это прекрасная возможность единения взрослого и малыша, совместных переживаний, воспитания чувств. Дети быстро вырастают, и минуты, которые можно провести вместе, посвятив время только друг другу (а читая вслух по-другому нельзя, это не мультик и не игра в телефоне), не вернутся. Совместное чтение – возможность узнать своего взрослеющего ребёнка, помочь ему. Если сложно поговорить на какую-то тему, то книжный сюжет может послужить мостиком к диалогу. Я бы посоветовала родителям почитать и детские книжки, и современную литературу для подростков, чтобы лучше понять себя и своих детей.

– Какая книга на вас произвела самое сильное впечатление или перевернула ваше мировоззрение?

– Я достаточно рано научилась читать и попросила маму записать меня в детскую библиотеку. Тогда это была Центральная детская библиотека Челябинска, сейчас это детская библиотека № 6 имени Гайдара. В ответ на пожелание дать книгу «любую, но потолще» и мне выдали «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри. Это детская научно-познавательная фантастика, рассказывающая о том, как мальчик и девочка выпили в кабинете у профессора-энтомолога какую-то субстанцию и в результате этого уменьшились. Приключения этих несчастных детей, для которых обычная трава превратилась в непроходимый лес, а муравей стал страшнее динозавра или тигра, впечатлили меня настолько, что я до сих пор несколько побаиваюсь насекомых. Читать хорошо и бегло я выучилась на собрании сочинений Конана Дойла. Считаю, что детектив – один из самых нужных детству жанров, потому что он развивает способность мыслить, следить за сюжетом, подмечать детали, стимулирует дочитать до конца. Сегодня жанр детектива «помолодел». В детских детективах сюжеты не отличаются «кровожадностью», а в качестве детектива обычно выступает ребёнок или даже зверёк.

– Расскажите о современных детских авторах, какие самые интересные, на ваш взгляд?

– Я не стала бы «сбрасывать с корабля современности» детскую классику, которая прошла испытание временем, я имею в виду Чуковского, Маршака, Барто. Они знали секрет создания детских стихов, создавая не просто рифмованные строчки, а стихотворения, рождающие эмоции, развивающие речевой аппарат, внимательность, память, умение декламировать. Для меня критерий хорошего стихотворения – если ты его прочитал, и оно тебя не отпускает, вроде не запоминал специально, а ходишь и повторяешь его. В советской детской прозе много достойных произведений. Я убеждена, что приметы времени, по мнению взрослых, непонятные современным детям, совсем не повод отказаться от чтения Гайдара, Кассиля, Рыбакова, Алексина, Каверина, Коваля и других замечательных авторов. Могут быть непонятны какие-то слова (а интернет-то на что?), но понятны чувства. Например, как много про семью и любовь в гайдаровских «Чуке и Геке» и «Голубой чашке».

Много хорошей зарубежной детской классики: Твен, Линдгрен, Пройслер, Клайв Льюис. Перечислять можно до бесконечности. Детская литература – один из самых издаваемых сегментов книгоиздания. Востребованы иллюстрированные переиздания классики, которые удобно читать поколению визуалов – с иллюстрациями, крупными буквами, сопроводительными материалами. Не менее популярны переиздания, полностью воспроизводящие книги с классическими иллюстрациями Конашевича, Васнецова, Сутеева, Монина, Елисеева. Иллюстрация в детской книге – важнейшая составляющая.

Литературный процесс не останавливается никогда, новые жанры и имена появляются в детской литературе. Есть и необычные издания, я имею в виду даже не жанры, а полиграфический формат. 20 лет назад шедевром такого формата могла стать книжка-панорамка, в которой что-то двигалось, пищало. Сейчас это книги с пластиковыми, звенящими, пахнущими элементами – если на странице нарисован лимон, потрёшь и будет пахнуть лимоном. Особый формат – книги с дополненной реальностью, в которых сочетаются печатные материалы и электронные видеоролики. Малышам нравятся книги со шнуровками, пазлами и виммельбухи – книги большого формата с картинками и множеством мелких деталей, которые нужно искать. Есть в наших фондах комиксы, графические романы и большой ассортимент литературы для подростков как отечественной, так и переводной. Среди подростков особо популярен жанр антиутопии – фантастические произведения о будущем, о том, что может произойти, если человечество будет бездумно относиться к природе или последствиях всеобщей роботизации.

В детских библиотеках есть художественные и научно-познавательные книги на любой вкус. На вопрос «что бы новенького почитать малышу, непоседливому мальчику 9 лет или застенчивой барышне 13 лет» вам обязательно ответят наши сотрудники или наши электронные ресурсы. Заставить любить читать нельзя, а вот предоставить каждому ребёнку возможность для чтения, повод для возникновения любви – можно и нужно.

– Какой будет библиотека будущего, если библиотека настоящего и так достаточно современная?

– За то время, что Центральная городская детская библиотека имени Горького работает в статусе модельной библиотеки (с 1 сентября 2021 года), мы получили много отзывов, в которых часто присутствует фраза: «побывали в библиотеке будущего». Здорово, что библиотека будущего появилась в настоящем. Она называется модельной, потому что является примером современной детской библиотеки. Я думаю, было бы хорошо, если все библиотеки Челябинска лет за пять стали «библиотеками будущего», соответствовали модельному стандарту, но были нестандартными. Для каждого читателя должна быть своя библиотека, с которой бы он жил, умнел, взрослел. Главное в детской библиотеке будущего, чтобы она была недалеко от дома, в ней были лучшие детские книжки (классические и новые), современные условия для чтения и общения, интересные события, доброжелательные и компетентные сотрудники.

– Расскажите о технических новшествах вашей работы в библиотеке.

– Все детские библиотеки Челябинска оснащены компьютерной техникой. С 1999 года создаётся электронный каталог. В Центральной городской детской библиотеке имени А.М. Горького работает система электронной книговыдачи. Все сотрудники умеют работать с техническими средствами. Мы научились снимать видеоролики, создавать собственный мультимедийный контент, работать в социальных сетях, проводить прямые эфиры. Кроме официального сайта www.db74.ru, детские библиотеки представлены в интернет-пространстве общими страницами ВКонтакте «Детские библиотеки Челябинска» и «Книжный путь». Жизнь каждой из 19-ти детских библиотек освещается на своей странице ВКонтакте. Активные подписчики библиотечных страниц – родители. Для нас это важно, поскольку от родителей в библиотечной жизни ребёнка зависит много. Как минимум – найдёт ли время родитель записать ребёнка в библиотеку, приводить его для обмена книг и участия в мероприятиях, оценит ли пользу, качество, безопасность библиотеки. Первую детскую библиотеку нового поколения в Челябинске мы постарались сделать такой, чтобы в ней было хорошо всем – и ребёнку, и взрослому. Чтобы было интересно, полезно, уютно, безопасно. Этому служит и техническое оснащение библиотеки: современные компьютеры, интерактивные информационные панели и информационный киоск, проекторы, интерактивный игровой развивающий комплекс «умный пол», мультстудия, библиотечный робот МАКС. Гармонично сочетаются с техническими новинками стол для песочной анимации, фильмоскоп, проигрыватель для виниловых пластинок. Особая гордость библиотеки – возможность бесплатного доступа к ресурсам Национальной электронной библиотеки и Национальной электронной детской библиотеки.

– Что вы посоветуете студентам библиотечных вузов, которые только начинают приближаться и приобщаться к библиотечной работе?

– Во-первых, обязательно посоветовала бы идти работать в библиотеку после окончания вуза. Я второй год работаю в государственной комиссии на экзаменах и вижу выпускников института культуры, среди них есть очень творческие, перспективные девушки и молодые люди.

Во-вторых, посоветовала бы, конечно, побольше читать. В моём представлении, литература для сотрудника библиотеки – это базовый предмет, так как от нас в первую очередь ждут, что мы знаем свои фонды и поможем каждому найти книгу, которая ему нужна. Умение рассказывать о книгах, литературный вкус, коммуникабельность – важнейшие компетенции сотрудника библиотеки.

В-третьих, понимать, что работа в библиотеках – это совсем не судьба неудачников. Реальная работа в современной библиотеке – это возможность проявить и проверить себя, реализовать свои творческие возможности и карьерные амбиции.



Поделиться:
Дата публикации: 19 июля, 2022 [14:52]
Дата изменения: 10 февраля, 2023 [14:50]