[Версия для печати]

Нелли Бельц: «Кир Булычёв всегда оставляет свет в конце своих книг»

18 октября 1934 года родился известный советский писатель-фантаст, драматург и литературовед, историк и востоковед – Игорь Всеволодович Можейко, известный как Кир Булычёв. По произведениям и сценариям популярного фантаста снято более 20 фильмов, среди них такие яркие кинокартины, как «Гостья из будущего» и «Тайна третьей планеты».

В честь дня рождения известного автора состоялась наша беседа с заведующей отделом обслуживания старших школьников областной детской библиотеки им. В. Маяковского Нелли Эдуардовной Бельц, которая неоднократно проводила радиопередачи, посвящённые Киру Булычёву.

– Говорят, что первое впечатление самое яркое. Вы помните, как прочли первое произведение Кира Булычёва?
– В 10 лет по рекомендации подружки. Встала в очередь на книгу «Девочка с Земли» в детской библиотеке. Я была послушной, тихой девочкой, а тут в книге такая уверенная в себе, смелая, отчаянная и постоянно влипающая в приключения Алиса. Алиса – человек действия. Она меня покорила тем, что с лёгкостью нарушала запреты и условности! Чего мне, наверное, в детстве не хватало.

– Нередко бывает так, что произведения, которые изначально позиционируются как детские, на деле адресованы взрослым. Например, «Чиполлино», «Маленький принц», «Алиса в стране чудес». Как вы считаете, цикл о приключениях Алисы предназначен для детей или в нём всё же есть вещи, которые смогут понять только взрослые читатели?
– Книга, конечно, детская. Но, как у любого талантливого писателя, здесь есть отсылки и для взрослых читателей.

– Цикл об Алисе нередко сравнивают с «вечными образами», как Шерлок Холмс и Мегрэ, которые не меняются и не стареют. Несмотря на то, что в реальном времени прошло 40 лет (первое произведение об Алисе было написано в 1965, последнее – в 2003 гг.), героиня не стала взрослой. Почему, на Ваш взгляд, Алиса так и не выросла?
– Да, действительно, Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс для Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе – «Алиса и Алисия» – была закончена автором незадолго до смерти. С первой книги Алиса всё-таки подросла немного (с 3 до 12-13 лет), но подростком и девушкой она действительно так и не стала. Алиса – героиня именно для детской аудитории. Главное в книгах – это её приключения. А если бы автор показывал её взросление, это была бы уже другая литература, которая, возможно, была бы неинтересна читателям.

– Известно, что Кир Булычёв создал свой собственный перевод «Алисы в стране чудес». Можно ли говорить о параллелях между образом Алисы Селезнёвой и Алисы Льюиса Кэрролла?

– Сходство между персонажами Булычёва и Кэрролла очевидны – и там, и там самостоятельная девочка примерно лет десяти, по имени Алиса, переживающая приключения в фантастических мирах и взламывающая шаблоны литературы о послушных, правильных девочках. Прекрасно знавший английский язык Кир Булычёв был поклонником Кэрролла с юности и даже пытался его переводить, но издателей проект не заинтересовал. И его дочь говорила, что была названа в честь кэрролловской героини, а не героиня книги отца в её честь. Обе книги, где главные героиня девочки, не стали чисто девчачьими книгами, их с удовольствием читают и мальчики.

– Около 20 произведений писателя были экранизированы, ко многим из них он даже сам писал сценарий. Насколько, на Ваш взгляд, кинематографическое отображение близко к оригиналу?
– Лучшей экранизацией был, конечно же, фильм «Гостья из будущего» и мультфильм «Тайна третьей планеты». Были и явно неудачные экранизации. Мне кажется, для кинематографа и мультипликации повести Кира Булычёва предоставляют много идей для новых фильмов и сериалов. Благодаря современным технологиям экранизации повестей об Алисе были бы очень интересны современным детям и подросткам, да и взрослым тоже.

– Какие ещё авторы-фантасты вам знакомы? Какие черты прозы Кира Булычёва вы бы отметили как его особенности, отличающие его от остальных авторов?
– Я много знаю писателей-фантастов и зарубежных классиков жанра (Верн, Азимов, Брэдбери, Хайнлайн…) и наших (Беляев, Казанцев, Лукьяненко…). Булычёв был не только писателем, он был ещё и учёным. Поэтому его книги говорят о серьёзных, порой философских вещах, о проблемах, с которыми человечество может столкнуться в будущем. Но при этом в его книгах или хороший конец, или надежда на спасение, на счастливый конец. А детская книга никогда, на мой взгляд, не должна заканчиваться чернотой и безысходностью. Кир Булычёв всегда оставляет свет в конце своих книг.

– Какие произведения Кира Булычева вы порекомендуете для наших читателей?

– Конечно же «Сто лет тому вперёд» и «Девочку с Земли». Обязательно для подростков рекомендую прочитать «Посёлок». Совершенно необычный рассказ «Можно попросить Нину?».

– Напоследок попросим вас привести 5 самых интересных, на ваш взгляд, фактов об Игоре Можейко.
– Первый факт. В своё время для меня стало открытием, что писатель Кир Булычёв и учёный Игорь Можейко – это один человек.
Второй факт. Игорь Можейко – ещё и художник.
Третий факт. Мало кто знает, что Игорь Можейко писал стихи.
Четвёртый факт. Человек, устремлённый в будущее, но при этом с техникой не дружил. Даже автомобиль не водил.
Пятый факт. Кир Булычёв говорил, что предсказать будущее невозможно, но при этом в его книгах есть целый ряд предсказанных технологических открытий.

Беседовала Наталья Фетисова



Поделиться:
Дата публикации: 18 октября, 2021 [11:07]
Дата изменения: 26 января, 2023 [14:06]