[Версия для печати]

По словам нашей сегодняшней героини – руководителя ткацкой мастерской Ольги Шишкоедовой – сделать на ткацком станке можно практически любую вещь. Современное ткачество – это оригинальные украшения, панно, гобелены, сумки, пояса и многое другое. В интервью сайту kultura174.ru челябинка рассказала, что подтолкнуло её к столь необычному занятию, и поделилась своими мыслями по поводу возрождения этого вида народного искусства.
 
 
 
 
 
 
– Почему вы решили заняться ткачеством?
 Я пришла в школу вести кружок по биологии. Первое время в свободное от биологии время мы с девчонками немножко ткали, у нас было такое хобби. При школе создавался научно-образовательный центр, и у нас была идея сделать интерактивный музей древних технологий – куда бы дети приходили и трогали экспонаты руками. Так у нас появился ткацкий станок, позже станков становилось больше. Потихоньку ткацкая мастерская захватывала пространство. В школе я проработала до 2019 года, а потом открыла свою мастерскую, где обучаю традиционному и современному ткачеству, и прядению.
 
– А чем традиционное ткачество отличается от современного?
 Традиционное ткачество – это изготовление предметов, необходимых в быту, – одежда, половики и так далее. Современное ткачество – это уже не базовая потребность для человека, это различные аксессуары, предметы интерьера, которые больше несут функцию украшений.
 
 
 Получается, что на станке можно создать любую вещь, а не только половички?
 Мысль о том, что на ткацком станке можно сделать только половик – частое заблуждение. На станке можно сделать ткань для одежды, шарф, панно, абажуры, серьги, другие украшения. Это многофункциональный инструмент, который позволяет нам протянуть нити, а ещё ветки и другой материал, вертикально и горизонтально. Но, к сожалению, о современном ткачестве люди знают немного.
 
 То есть это непопулярное занятие?
 При открытии своей мастерской я ориентировалась на европейский опыт, где распространены студии в формате коворкинга – в одном помещении может находиться до 15 станков, любой человек может прийти, арендовать рабочее место и соткать изделие. Современные российские ткачихи предпочитают работать либо дома, либо в свободное от работы время в домах культуры, где ведут кружки по ткачеству. Сейчас хорошо развивается гончарное дело. Возможно, оказали влияние фильмы, в которых это занятие подаётся романтично: он обнимает её, и вместе они выкручивают горшок. Представить себе, что на свидании вы сидите за ткацким станком, трудно. Ещё нужно учитывать, что ткацкое оборудование довольно дорогостоящее, есть и нехватка педагогов. У нас мало ткачей и в Челябинске, и по России в целом. Думаю, что со временем ситуация улучшится. Сейчас я веду курсы для детей в туристическом центре «Космос» и могу сказать, что дети с удовольствием ткут и мастерят различные изделия. Ткачество – это не нудно и скучно, как может показаться на первый взгляд.
 
 
 А кого больше интересует ткачество – детей или взрослых?
 Сейчас у меня занимается больше взрослых, хотя и текучка в таких группах заметнее. Ученики хотят получить определённый опыт и уйти, а потом возвращаются и занимаются дальше. А детская группа в моей мастерской стабильно занимается раз в неделю на протяжении года. Мало таких людей, которые уходят, и я больше их не вижу. Все-таки многие возвращаются.
 
 Сложно ли человеку без подготовки сесть за ткацкий станок и смастерить своё первое изделие?
– Усидчивость и терпение пригождаются потом. А на первых порах, когда всё новое и интересное, все получается довольно легко. Самому младшему моему ученику было три с половиной года. Четырёхлетние дети легко осваивают настольный станок. А шестилетние мальчики и девочки отлично справляются с ткачеством на большом станке. Мы все потомственные ткачихи и прядильщицы. Наши предки обладали этими навыками, ткацкий станок был предметом быта. Ты один раз учишься, а потом этот навык остаётся с тобой на всю жизнь. Чтобы соткать половик, нужно знать пару приёмов. Я смотрю на детей, которые пришли впервые заниматься ткачеством, им от 9 до 14 лет, и они буквально за 10 минут осваивают необходимый навык.
 
 Для ткачества нужны особые нитки?
– Нитки можно спрясть, этому я тоже учу. Мы с учениками даже воспроизводили полный цикл – стригли овцу, мыли шерсть, пряли нитки и ткали из них полотно. Обычно мы пользуемся теми же нитками, что и вязальщицы. Сейчас предпочитаем итальянскую пряжу.
 
 А как обстоят дела с ткачеством у нас в регионе?
 Когда я начинала заниматься ткачеством, ткачей было немного, но за последние 10 лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Проводятся конкурсы, на которые съезжаются ткачи со всей области. Например, «Полотняная река», «Дорожки на порожки». Есть конкурсы для детей-ткачей, когда за 2-3 часа нужно соткать готовую работу. Если ткачей мало, то прядильщиц – ещё меньше, но у нас в области есть хорошие мастерицы, которые прядут качественные нити.
 
 
Моей мастерской всего год, но за ней следят многие ткачихи из разных регионов России. Мне пишут, спрашивают, как открыть своё дело, интересуются бюджетом. То, что моя мастерская развивается, вселяет в них надежду. Думала, что пережить коронавирус нам будет сложно, но мы справились. Теперь я уверенно смотрю в будущее.
 
Беседовала Екатерина Гонова, фото из архива О. Шишкоедовой 


Поделиться:
Дата публикации: 05 февраля, 2021 [11:40]
Дата изменения: 23 января, 2023 [16:22]