[Версия для печати]

Героиня сегодняшнего материала – гончарный мастер Анна Третьякова – уверяет, что смастерить изделие из глины сможет каждый. Для этого нужны лишь вдохновение, желание и материал. Удивительно, но гончарное дело пользуется в Челябинске популярностью. Работа с глиной успокаивает, пробуждает генетическую память и помогает относиться к жизни философски. Подробности в нашем материале.

– Почему вы решили заняться гончарным делом?
– Это не было целенаправленным решением, всё получилось случайно. Я начала работать в творческой мастерской, где был гончарный круг. В свободное время приходила туда полепить, и меня настолько это увлекло, в гончарный круг я влюбилась с первого взгляда. С продажами у меня не сложилось, и со временем я стала работать в студии мастером. Поначалу занималась сама, с помощью книг и видео. Позже проходила обучение с преподавателем.
 

 
 Расскажите немного о технических деталях, как рождается новое изделие?
– Для того, чтобы создать керамику, многого не нужно. Самое главное – это большое желание, руки и глина. Можно слепить то, что понравится и вдохновляет. Керамика становится керамикой только после обжига, это основополагающий процесс. Если говорить о профессиональной керамике, это инструменты, гончарный круг, специализированная печь. После лепки изделие сушится, потом ставится в печь. Температура в печи поддерживается на уровне 1 тыс. градусов, важен плавный набор температур, керамика не любит перепада. Обжиг длится около суток – сначала идёт набор температуры, а потом остывание. Первый обжиг – это утельный этап, в котором изделие обретает тело, становится прочным. После первого обжига изделие покрывается глазурью – это, условно говоря, стекловидный состав, он может быть как жидким, так и порошкообразным. Обычно сырая глазурь сероватая, а после обжига получаются просто феерия цветов. Но если ты много работал с этим материалом и сделал много пробников, то можно предугадать, каким будет результат. После второго обжига изделие становится посудой, которая не боится ни посудомойки, ни микроволновки.
 
 
 
 
 Трудно ли без подготовки изготовить своё первое изделие из глины?
– Человек работает с глиной многие тысячелетия. Значительно больше, чем с другими материалам. Почти у каждого из нас есть это на подкорке. Когда мы берём кусочек глины в руки, у нас срабатывает вековая память. Интуитивно многие дети сразу же начинают лепить чашечку из глины. Уже на первом занятии могут получиться небольшие жгутовые изделия, особая подготовка для этого не требуется. По мере появления навыков, мы проходим разные техники, двигаемся от простого к сложному.
 
 
 
 
 Какими качествами нужно обладать керамисту?
– Большое желание и горящие глаза, а всё остальное приложится. Все ученики разные, кто-то кропотливо вылепливает, собирает всё из частей, а кто-то не может сидеть на месте, ходит с куском глины в руках и что-то лепит. У всех разные характеры и профессии. Черты, которые нужны керамисту, назвать сложно. Главное – желание.
 
 Расскажите о людях, которые к вам приходят?
– В мастерской занимаются и дети, и взрослые. Так сложилось, что сейчас ко мне приходит больше взрослых. Для детей развлечений довольно много, а взрослым податься особо некуда, разве что в спортзал или на йогу. А лепка очень расслабляет, особенно после напряжённой работы, поэтому взрослым ученикам у нас нравится.
 
 
 
 
 Что вам нравится в работе с глиной?
– Моя любовь – это гончарный круг, это успокаивающий, медитативный процесс, в котором можно постоянно расти. Например, научился работать с одним килограммом глины, потом – с двумя, тремя. Затем задумываешься, как сделать стенку высотой 30 см и постоянно растёшь. На гончарном круге можно сделать абсолютно всё, это стереотип, что гончар занимается только горшками. Можно сделать самые разные формы и потом применять их в скульптуре.
 
 С удивлением узнала, что у нас есть сообщество керамистов Челябинска, можете подробнее об этом рассказать?
– В Челябинске стала бурно развиваться керамика, в последние пять лет появилось много мастерских, по всему городу их насчитывается около восьми. У нас нет конкуренции, мы все дружим. Например, кто-то съездил на мастер-класс, потом мы собираемся и делимся опытом друг с другом. Ни у кого нет секретов, у нас все открыто и дружно.
 
 
 Есть ли у вас рекомендации начинающим керамистам, как стать успешным?
– Нужно взять кусок глины и что-то из него слепить. Это достаточно легко, сейчас глина продается в канцелярских магазинах, можно лепить дома. Есть ребята, которые лепят дома, а обжигать изделия приносят сюда. Печь у нас находится на втором этаже, в отдельном помещении. Могу сказать, что глина приучает к философскому отношению к жизни, напоминает о том, что ничто не вечно, и неудачи случаются. Бывает так, что ты слепил, а при сушке изделие треснуло, к этому нужно спокойно относиться, даже если ты потратил 30 часов на лепку. Этому я учу своих учеников. Если такое случается, мы размачиваем изделие и начинаем работу снова. Обидно, когда в печке потекла краска или изделие раскололось. После такого приучаешься спокойнее относиться к неурядицам и стрессам. Разбилось? Ну, ничего, сделаю ещё.

Отметим, что в конце 2020 года Анне Третьяковой присвоили звание «народный мастер-ремесленник Челябинской области».

 
Беседовала Екатерина Гонова,
Фото Управления культуры и из архива А.Третьяковой 


Поделиться:
Дата публикации: 25 января, 2021 [13:22]
Дата изменения: 23 января, 2023 [15:25]