[Версия для печати]

Искусный печатник – Анисим Радишевский

 

Начало книгопечатания в России стало важным моментом в развитии словесности и письменности того времени. По мере становления государственности остро стал ощущаться недостаток литературных изданий. На создание книг тратилась масса сил и времени. В средине XVI века Европа уже использовала станки для создания печатных изданий. В Москве первая типография появилась в годы правления царя Ивана Грозного.

Огромный вклад в книгопечатание на Руси внёс приезжий умелец Анисим Радишевский. Известно, что родился он на Волыни, в Москву пришёл из Великого княжества Литовского, жил в Остроге и работал с Иваном Фёдоровым. На Московском печатном дворе он предложил свои услуги в качестве «печатных книг переплётного мастера», хотя владел многими премудростями книгопечатного искусства. 

В то время типограф делал всё: составлял подходящий сплав, отливал шрифты, мешал краску, набирал, вырезал гравюры, пунсоны и украшения, печатал и переплетал. Расширение типографского производства, а также увеличение количества оборудования способствовали обособлению и специализации работников. 

Искусство художественного переплёта возникло задолго до изобретения книгопечатания. Ещё в глубокой древности в монастырях рядом с переписчиком обязательно работал и переплётчик. Техника ручного переплётного производства совершенствовалась на протяжении многих веков: расширялся ассортимент применяемых инструментов, велись поиски материалов, создавались наиболее рациональные конструкции переплётных крышек и способы их крепления к книжному блоку. Постепенно сложился традиционный набор переплётных инструментов и приспособлений: станок для шитья («уставка»), тиски и резальное устройство с обычным саблевидным или круглым (дисковым) ножом (гобель), разнообразные роли, филетки, штампы, чеканы для тиснения на крышках прямых и волнистых линий, орнаментов, узоров и т. д., деревянные и костяные гладилки (фальцбейны) для проглаживания сфальцованных листов и «лощения» материала на переплетах и позолоченных обрезов блока. Переплётные крышки выпиливались из деревянных досок (толщиной до двух сантиметров) – сосновых, дубовых, кипарисовых. Крышки обрезали вровень с книжным блоком и прикрепляли к нему ремешками (в крышках прорезали щели, через которые пропускали ремешки, и выдалбливали ложбинки, в которых ремешки утапливались). Затем крышка покрывалась толстым пергаментом, верх и низ корешка обшивались шнурком и, наконец, крышки обтягивались материалом – кожей, бархатом, шелком, парчой, холстом и т.д. Завершив эту «черновую» работу, переплетчик приступал к художественному оформлению переплёта. Верхняя крышка нередко покрывалась доской из драгоценного металла (золото, серебро) с различными резными узорами, украшалась жемчугом, дорогими камнями. Русские переплётчики кроме того использовали скань, финифтяные миниатюры. На нижней крышке монтировались выпуклые металлические штырьки («жуковины»), предохранявшие переплёт от разрушения. Иногда к крышкам приделывались металлические или кожаные застёжки.

Одним из первых московских переплётчиков был Анисим Радишевский. На Московском печатном дворе он работал с 1586 по 1610 годы. Ремесленник помог привести в порядок запущенное типографское хозяйство, восстановить оборудование. Уже в 1589 году печатный стан был запущен. Радишевский организовал собственную переплётную мастерскую. В начале 1600 года ему разрешили организовать «избу» (типографию). Московский печатный двор в тот период был настоящим книгопечатным комплексом: на его территории одновременно функционировали три «избы» – Адроника Невежи, Анисима Радишевского и Никиты Фофанова. Однако работали они недолго и почти одновременно прекратили своё существование. Это случилось накануне польско-шведского нашествия.

На Московском печатном дворе Радишевский напечатал «Евангелие» (1606) и «Устав церковный» (1610). Отличало издания великолепное художественное оформление и техническое исполнение. Богато исполнены орнаменты и фигурные композиции, лёгкостью и изяществом отличаются заставки и буквицы.

Известны экземпляры «Евангелия» с раскрашенными заставками, изумительными по красоте. Современники Радишевского высоко оценили художественные достоинства книги.

Не так удачно сложилась судьба «Устава церковного». В книге были обнаружены ошибки и еретические высказывания. Издание подверглось цензурному гонению и по указанию патриарха Филарета часть тиража «Устава» сожгли.

  

После изгнания интервентов Радишевский возвратился в Москву и поступил на службу в Пушкарский приказ. Работая вместе с прославленным мастером-литейщиком Андреем Чоховым, создателем мощных орудий, легендарной «Царь-пушки», Радишевский составил детальное описание пушечного двора. Он стал автором первой русской военно-технической книги «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». К сожалению, книга вышла спустя много лет. Рукопись «Устава» обнаружили в Москве и издали в Петербурге двумя выпусками в 1777 и 1781 годах.

В 1622 году имя «пушкарских дел мастера» Анисима Радишевского встречается в делах Дворцовых разрядов – он отмечен наградой «за Путимское колодезное и тайничное дело» и за гидротехнические сооружения в Рубцове под Москвой.

Скончался Анисим Михайлов Радишевский в конце 20-х начале 30-х годов XVII века.

 

Литература:

- Амосов А.В. Заметки о московском старопечатании // Русские книги и библиотеки в 16-первой половине 19 века. – Ленинград,  1983.

- Владимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век. – М.: Книга, 1988. 

- Наровчатов С.С. Печатное дело на Руси // Наука и жизнь. – 1972. – № 6.

- Немировский Е.Л. Анисим Михайлов Радишевский // Русская речь. – 1984. – № 1.

 

Иллюстрации  Федеральное архивное агентство

и другие открытые источники



Поделиться:
Дата публикации: 07 июля, 2021 [15:56]
Дата изменения: 07 июля, 2021 [16:27]