[Версия для печати]

Фольклор в произведениях А.С. Пушкина

 

«Начало искусства слова лежит в фольклоре».

М. Горький.

 

Народное слово и народное творчество издавна являлись источником вдохновения для многих авторов, вносили в их произведения русское национальное начало, обогащали их новыми героями, сюжетами и стилистическими приемами. Фольклорные сюжеты придавали авторским текстам то национальное своеобразие, что так дорого каждому человеку, любящему свою родину и родной язык.

В синтезе народного и авторского творчества создавали свои произведения ещё Державин, Сумароков, Карамзин и Жуковский. Нашли свой отклик народные мотивы и в произведениях Александра Сергеевича Пушкина.

В статье «О народности литературы» (1826) Пушкин утверждал, что введение народного творчества в литературу является высшей формой, высшей ступенью его развития. Именно фольклор поможет писателям вывести искусство на площадь, демократизировать его, разрушить пределы салонной и будуарной аристократической литературы. Рассматривая устную поэзию как живое выражение социальных воззрений и национального самосознания русского народа, Пушкин создал, под её мощным влиянием, наиболее совершенные и гениальные свои творения. Уже в первой своей программной поэме «Руслан и Людмила», написанной ещё до южной ссылки в декабре 1820 года, Пушкин обращается к сказке, былине, песне и народному преданию. Обновляя на их основе русскую литературу. В поэме Пушкина – мир яркий, полноцветный, залитый солнцем, полный жизни, красок, движения. Вся она насквозь жизнерадостна, оптимистична. Этот оптимизм связан не только с художественной индивидуальностью Пушкина, но и с оптимизмом народных сказок, с их торжествующими положительными героями, их победой добра над злом. «Руслан и Людмила» была первой русской поэмой, над которой веял подлинный народно-национальный дух. Она вызвала восторженный отзвук в прогрессивных кругах русского общества. 

В 1820 году Пушкина сослали на юг. Здесь среди кишинёвских декабристов поэт ведёт горячие споры по вопросам русской истории, родного языка, народной поэзии. На юге обостренно встаёт перед Пушкиным тема внутренней жизни народа, его борьбы, его духовных интересов. Героическое бунтарское в фольклоре воспринимается им как наиболее яркая черта национального характера. В связи с этим Пушкин создаёт в Кишинёве поэму «Братья разбойники», которая проникнута пафосом социального протеста крестьян против помещичьей власти. Понимание народного творчества, сложившееся у поэта на юге, в период ссылки в селе Михайловское, значительно углубляется. Его волнуют темы крестьянского движения, народные герои, а также устная поэзия о них. В одном из писем он просит брата прислать исторические материалы о Стеньке Разине, записывает у местных крестьян исторические песни о нём. 

Наиболее ярким и полным выражением гениального проникновения Пушкина в творчество народа явились его сказки. Интерес к жанру народных сказок сопровождал все этапы творческого развития Пушкина. Но именно в начале 30-х годов эта любовь к народным сказкам воплотилась в цикле сказочных поэм, чарующих, по словам Горького, «красотой и умом». В сказках «О царе Салтане», «О попе и его работнике Балде», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и с семи богатырях» и «О золотом петушке».

В них Пушкин перевоплотился в народного певца-сказителя и раскрыл читателям наиболее светлые стороны русского национального характера: ясность мысли, светлое, и бодрое отношение к действительности, идеалы свободы и героики, ненависть к угнетателям, ироническую насмешливость и лирическую задушевность.

В своих сказках Пушкин говорил языком крестьянина, а их содержание он раскрывал художественным методом народных сказителей.

Сказки Пушкина явились одной из крупнейших вех в истории русской литературы. Основанные на широкой социальной базе, они ещё раз убедили русских писателей и читателей, что от народной поэзии идет путь к большому и подлинному национальному искусству. Вместе с тем, опыт работы над сказками Пушкин блестяще применил в своей гениальной повести «Капитанская дочка», которая вся проникнута фольклором. Пушкин чётко и ясно представлял себе расстановку общественных сил в эпоху пугачёвского движения и считал это движение подлинно народным. Фольклорные элементы в «Капитанской дочке» и раскрывают подлинно народный характер пугачёвского движения. Пугачёв для Пушкина являлся как бы воплощением народной стихии, её вождем, её символом. Поэтому его образ проникнут народной мудростью. Пугачёв беспрестанно сыплет пословицами, поговорками, упоён народными песнями и раскрывает свои мечты в образе народной сказки об орле и вороне. В «Капитанской дочке» Пушкин ещё раз использовал фольклор для раскрытия народности и лучших черт русского национального характера.

Пушкин был одним из первых собирателей фольклора народов России и художником, который широко использовал его для своих целей. Пушкин был первым, познакомившим русское общество с образцами молдавской поэзии; он сумел передать и развить тонкий юмор и народный язык украинского фольклора; первый обратил внимание русского общества на грузинскую поэзию. Великий поэт Пушкин сознавал себя певцом многонациональной страны.

 

Литература:

– Горшков А.И. Кто придумал их так ладно? // Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С. Пушкин в истории русского языка. – М., 1993.

– Красухин Г.Г. Фольклорные и мифологические мотивы в творчестве А.С. Пушкина // Литература в школе. – 2014. – № 1. – С. 2-7.

– Мищенко М.В. Фольклорно-мифологические мотивы в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина / М. Мищенко, С. Ковалев // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 14-16.

– Томашевский Б.В. Интерес к народному творчеству // Томашевский Б.В. Пушкин. – М., 1990. – Т. 2. 

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 03 июня, 2021 [15:59]
Дата изменения: 07 июля, 2021 [16:20]