[Версия для печати]

Двуимённость на Руси

В дохристианскую эпоху на Руси использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена. Большинство из них представляли собой сложные конструкции, вторым элементом, как правило, было -слав (Ярослав – славный, сильный), -мир (Остромир – большой, славный), -волод (Всеволод – всевладеющий, богатый).

Использовались и уменьшительные формы имён – Добрыня, Добрило (от Доброгость или Доброслав), Жидята (от Жидислав), Путило (от Путислав). Имена зачастую давались в честь семейного ремесла, по времени рождения или по внешним признакам новорождённого. Беспокойного младенца могли назвать Неусыпой или Шумом. Имена Дорога и Распута давали рождённым в пути. Имена Первуша, Третьяк и Девятый можно было получить по порядку рождения. 

Нередко дети получали имена из животного мира: Волк, Ёрш, Медведь, Боров, Соловей. Наряду с Желанами, Милушами, Милованами в документах упоминались Лихачи и Брехи. Наши предки полагали, что неблагозвучность имени сможет защитить дитя от нечистой силы: вряд ли злые духи заинтересуются каким-нибудь Ненашкой или Грязнушей.

После Крещения Руси стали преобладать латинские, греческие или древнееврейские имена. Малышей называли в честь известных святых. Практически у каждого русского было два имени – крестное и мирское. Если крестильное было обязательным, поскольку крестили каждого ребёнка, то мирское зависело от родителей. С XV века мирские имена употреблялись как прозвища: например, «князь литовский Иван, а прозвище ему Баба». В XVII веке церковь озадачилась двуимённостью и стала вести с этим явлением борьбу. 

Княжеские имена

Существовали имена, которые имели право носить лишь княжеские дети – так утверждалось право младенца на престол. В древнерусской династии использовались славянские имена (Мстислав, Ярослав, Владимир, Всеволод, Святополк) и скандинавскими (Рюрик, Игорь, Рогволод, Рогнеда, Олег, Глеб). Боярам, посадникам, военачальникам не разрешалось так именоваться. 

Родовые имена, связанные с эпохой язычества, считались основными на протяжении ещё трёх-четырёх веков после Крещения Руси. И у князей имелось как минимум по два имени. Например, крестильное имя князя Владимира Святославича – Василий. Владимир Мономах тоже был крещён Василием. Ярослава Мудрого окрестили Георгием, а Всеволода Большое Гнездо – Дмитрием.

Некоторые русские князья были канонизированы под своими языческими именами – Борис, Глеб, Игорь, Ольга. Преподобная княжна Евфросиния Полоцкая известна под монашеским именем. Изначально же она была крещена Евпраксией, в миру она звалась Предислава.

К XV веку княжеские языческие имена окончательно вышли из употребления. Но наследники престола стали получать два христианских имени. «Прямое» (домашнее, для узкого круга лиц) давали в честь святого, в день памяти которого ребёнок родился или был крещён. Править же наследнику предстояло под династическим именем. При постриге в монахи правителю давалось иноческое имя. Так, Василий III для ближайших родственников и своего духовника был Гавриилом, а в иночестве стал Варлаамом. Иван IV с рождения был наречён Титом, после пострига – Ионой, в народе же позднее стал известен как Иван Грозный. Такая солидная коллекция имён указывала на высокое положение.

Отчества

Отчествами пользовались ещё древние греки. «Люди в простоте своей склонны думать, что у жёлудя больше оснований гордиться отцом-дубом, чем у дуба – чваниться сыном-жёлудем, – писал Лев Успенский в книге «Ты и твое имя». Давным-давно возник обычай, обращаясь к сыну, дополнять его имя именем отца, уважения ради: тебя-то, мол, мы ещё не знаем, но авансом уважаем в тебе заслуги отца твоего». В XI–XIV веках отчества могли быть у князей и некоторых высокопоставленных лиц некняжеского происхождения. Остальные обходились личным именем.

Со второй половины XV века отчества стали употребляться и по отношению к низшему классу. Но чтобы отличать знать от простых людей, сохранялись краткая и княжеская формы отчеств. Простолюдин звался Иваном Гавриловым, то есть сыном Гаврилы. Князья и думные дьяки – высокопоставленные чиновники – имели право на частицу -вич: Гаврилович, Степанович и подобные.

При Екатерине II отчество с -вич приписывалось к именам высших государственных сановников и генералитета – с I по V классы Табели о рангах. Чины же VI, VII и VIII классов писались с отчеством на -ов, а остальные обходились без отчеств.

В XIX веке отчества на -вич распространились среди всего населения России. После отмены крепостного права так стали именовать друг друга даже крестьяне. Тогда же начался стихийный процесс придумывания крестьянских фамилий.

История появления фамилий 

У самых знатных русских родов фамилии появились в XIV–XV веках. Они давались по названию земель: например, Шуйские правили городом Шуя, Вяземские – Вязьмой, Мещерские – Мещерой. Духовенство приобрело фамилии с конца XVII века. Учащиеся духовных семинарий придумывали себе фамилии на «дворянский» манер, с окончанием на -ский: Преображенский, Рождественский, Покровский. В основу закладывались названия праздников, церковных приходов, библейские термины, греческие и латинские слова. Так в России появились Касторские (от латинского «бобр»), Алякринские (от латинского «бодрый»), Иорданские (по названию реки Иордан), Сперанские (от латинского «надеяться»), Пресвитеровы (от греческого «священник»).

Но чаще всего в качестве фамилии закрепляли отчества. Отсюда многочисленные Ивановы и Петровы. 

Ненашев, Белоусов, Годунов – память о давно забытых именах Ненаш, Белоус, Годун. В основу фамилии могло лечь прозвище, профессия, местность, из которой происходил род. Фамилия Жильцов пришла из Московской Руси, где жильцами назывался определённый разряд служилых людей. А фамилия Кметь ещё древнее: кметями в Киевской Руси звали воинов.

Русская православная церковь в 1071 году причислила Бориса и Глеба к лику святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба (2 мая). Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью.

Скорее всего, основатель рода Борисовых был человеком из привилегированного сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в определённой местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем. Доказательством тому является и существование нескольких старинных русских дворянских родов Борисовых.

Крепостным не полагалось иметь фамилии. Низшие сословия в западных районах страны, на Русском Севере и в Сибири значительно раньше других обзавелись фамилиями, так как в меньшей степени страдали от крепостничества, чем крестьяне Центральной России. Впервые государство обязало россиян иметь фамилии в 1888 году. Указ Сената гласил: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Правда, большая часть населения всё равно не имела фамилий: в деревнях одного человека отличали от другого по отчеству и прозвищу. Лишь после 1932 года, когда Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли «Положение о паспортах», фамилии появились у всех граждан страны.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имён было сравнительно немного, и они часто повторялись. Неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека.

Например, фамилия Киселёв берёт свое начало от прозвища Кисель, которое было распространено в XV–XVII вв. в разных слоях населения. Возможно, что в основу этого прозвища положены глаголы «киселить», т.е. «льстить, улещать», и «кисельничать» – «важничать, таять от лести». Таким образом, прозвище могло характеризовать человека по его поведению. Также не исключено, что фамилия Киселёв образована от мирского имени Кисель. Имена, данные по названию кушаний, были довольно популярны на Руси. Тем более что кисель традиционно считается одним из самых почётных блюд русской кухни. Он был обязателен на поминках наряду с кутьёй и блинами. У русских поминальный кисель варился особым образом: в заквашенный раствор муки втыкали пучок горящих лучин, а кипятили его с помощью горячих камней. Так же кисель готовили и на Вознесение, веря, что Иисус вместе с опарой поднимается на небо. В русских волшебных сказках связь киселя с миром мёртвых отражена в сюжетах, где герой попадает на «тот свет» или в тридевятое царство и видит молочные реки с кисельными берегами.

Изучение фамилий представляет огромный интерес для учёных: социологов, историков и этнографов. Каждый из нас ежедневно общается с различными людьми – друзьями, коллегами, родственниками. Мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий разных людей. 

Все граждане нашей страны имеют фамилии, которые записаны в документах. Действительно, информация, даваемая фамилиями очень широка: это и топонимика, и сведения об исчезнувших профессиях, история труда и быта, история страны, история языка.

 

Литература:

– Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001. 

– Гудкова Е. «С именем – Иван, без имени – болван» // Портал Культура.РФ. 

– Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 03 марта, 2021 [10:42]
Дата изменения: 03 марта, 2021 [11:13]