[Версия для печати]

Проблемы чтения

Содержание чтения юношества во многом определяется учебной деятельностью. В свободное время молодые люди предпочитают в основном массовую литературу, произведения, таких же молодых и «раскрученных» авторов, глянцевые журналы (к ним интерес проявляют преимущественно девушки).

Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «страшилки» и «ужасы». Как утверждают поклонники этих жанров, книги о вымышленных персонажах с леденящими кровь сюжетами помогают расслабиться после напряжённого дня. Среди авторов книг с подобным содержанием известны Стивен Кинг, Игорь Веркин, Елена Артамонова, Фиона Келли.

Вторую ступеньку занимают детективы Александры Марининой, Дарьи Донцовой, Татьяны Устиновой, Юлии Шиловой, Фридриха Незнанского и др. Особым спросом эти авторы пользуются у молодёжи 18-19 лет и старше. Женская аудитория чаще выбирает серию «Ироничный детектив», а читатели-мужчины отдают предпочтение книгам Ф. Незнанского. Его произведения более серьёзны и заставляют думать.

Тройку лидеров замыкают женские романы: Жюльетты Бенцони, Бертрис Смолл, Аманды Квик, Даниэлы Стил. Девушки зачитываются книгами о приключениях гордой Скай О'малли (Б. Смолл), бесстрашной Анжелики (Анн и Серж Голон), прекрасной Катарины (Ж. Бенцони). Немалым спросом пользуются и исторические романы «Таис Афинская» Ивана Ефремова, «Турецкий гамбит» Бориса Акунина, «Рамсес» и трилогия «Убитая пирамида» Кристиана Жака, романы Паулины Гейдж, а также романы из серии «Великие женщины»: «Клеопатра VII», «Елизавета Великая», «Анна Австрийская», «Изабелла Кастильская», «Королева Виктория», «Принцесса Фике» и т.д.

Классические произведения, как ни печально, идут только на четвёртой позиции. Очевидно, что Лермонтов и Пушкин, Толстой и Достоевский, Чехов и Булгаков – серьёзные авторы, и их книги не для развлечений. Однако, заметим, что произведения классиков тоже пользуются немалым спросом. Кроме того, молодые люди читают не только рекомендованные в школе книги. 

Исследователи отмечают, что современная молодёжь читает и это модно. Читательские интересы молодых разнообразные. В приоритете находятся книги, считается, что они интереснее журналов и газет. Юношество выбирает произведения с философскими рассуждениями, научную фантастику и фэнтези, детективы и романы. Однако круг читающих молодых людей небольшой, но есть надежда на то, что он скоро увеличится. Всё больше молодые люди приобщаются к чтению и главную роль в этом, несомненно, играют библиотеки.

Для того чтобы приобщить молодёжь к чтению в библиотеках проводят массовые мероприятия на интересующие юношество темы, а также обзоры выставок, используются и другие формы досуговой деятельности. 

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (работе, учёбе, отношениях с людьми). Поэтому проблемы молодёжного чтения не отходят на второй план.

Итак, молодёжь читает и читает не только то, что надо по программе, но и по собственной инициативе, руководствуясь личными интересами. Однако не будем отрицать, что таких мало. Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.

Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Растёт количество каналов получения информации. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – всё больше места в жизни занимают аудиовизуальные СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной».

При этом меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным); меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам); предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.

Телевидение и интернет составляют главную конкуренцию книгам. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодёжи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что-либо лёгкое, развлекательное», и выбираются журналы с обилием иллюстраций. Романы юношество читает значительно реже, чем предыдущие поколения.

Большинство молодых людей знакомо с Наташей Ростовой, Анной Карениной, Печориным и Обломовым только по фильмам. Прочитать четырехтомник Л.Н. Толстого «Война и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что фильм – это задумка режиссёра, а не автора. Даже если кинокартина снята по роману, в ней больше режиссёра, чем автора. Фильм, снятый по художественному произведению, и само произведение – две большие разницы.

Однако не всё так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить. Для многих молодых людей поиск и фантазия режиссёра в отступлении от произведения стали чем-то вроде хобби. 

В связи с тем, что молодёжь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера, создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются бОльшим спросом, чем традиционные. Произведения классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например, «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвящённые тем авторам, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно–игровые программы, посвящённые произведениям разных авторов, и молодёжь с интересом принимает в них участие.

Подводя итоги, подчеркнём, несмотря на некоторое падение престижности чтения, молодёжь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняются электронными, и это новое веяние времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодёжь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в интернете, это не так уж страшно, как думают многие исследователи юношества. Главная проблема интернета в том, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. 

Чтение – один из важнейших компонентов современной жизни. Оно оказывает влияние на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения.

 

При подготовке статьи использована литература:

– Аскарова В.Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007 – Вып. 7 – С. 90–94; 

– Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги // Библиотека. – 2007 – № 1 – С. 34–36.

– Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. – М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. 

– Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте. –  М: «Академия», 1997.

– Руссак З.В. Особенности юношеского чтения в век новых электронных технологий // Книга, общество, читатель: современные аспекты: Сб. науч. тр. / Сиб. отделение РАН. Гос. публ. науч.-техн. б-ка. – Новосибирск, 2004.

– Сметанникова Н.И. Через чтение в мировое образовательное пространство. – М.: ИТОП РАО, 2001.

– Харитонова О.И. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования. – Волгоград, 2001. 

– Чудинова В.П. Чтение в контексте развития информационного // Социологические исследования. – 1999. – № 5.



Поделиться:
Дата публикации: 05 августа, 2020 [10:07]
Дата изменения: 05 августа, 2020 [10:16]