[Версия для печати]

Социологические и психологические аспекты понимания текста. Семантические (смысловые) механизмы оценки текста читателем.

В языкознании трактовка понятия текста занимает одно из важных мест. Многообразие вариантов его определений свидетельствует о неугасающем интересе лингвистов к аспектам и характеристикам текста.

С точки зрения структурно-семантического подхода текст рассматривается как упорядоченное множество предложений, объединённых различными типами лексической, логической, лексико-грамматической связи, как сложное целое, структурно-смысловое единство.

До XX века пространственно-временная организация произведения не воспринималась как проблема в литературоведении. Но уже в первой половине столетия были проведены важнейшие исследования в этой области. Они связаны с именем русского учёного М.М. Бахтина. Пространство текста понимается М.М. Бахтиным как обобщенное отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте пространства, которое получило название хронотопа.

На пространстве, изображённом в тексте, сосредоточено и внимание Б.А. Успенского, который понимает пространство текста как результат взаимодействия различных точек зрения – автора, персонажа, получателя, – которые могут совпадать или расходиться в пространственном или ином отношении.

В своих работах Ю.М. Лотман представляет анализ пространства, содержащегося в тексте, и пространства, которое текст собой представляет и в котором функционирует: «Если при выделении какого-либо определенного признака образуется множество непрерывно примыкающих друг к другу элементов, то мы можем говорить об абстрактном пространстве по этому признаку. Так, можно говорить об этическом, цветовом, мифологическом и других пространствах. В этом смысле пространственное моделирование делается языком, на котором могут выражаться непосредственные представления». Ю.М. Лотман считает, что пространство текста – есть индивидуальная субъективная модель мира в его пространственном представлении, реализованная в тексте. Пространство текста как пространство знаковое входит в более обширное пространство культуры, которое получило у Ю.М. Лотмана название семиосферы, являющейся результатом и условием развития культуры.

Пространству текста присущи те же черты, что и семиосфере, т. е. семиотическая разнородность, иерархическая организованность (наличие центра и периферии). Термин «семантическое пространство» стал применяться для обозначения содержательной стороны текста, при этом ввиду обширности категории текстового пространства данный термин неоднозначен и сопряжен с другими текстовыми особенностями. Наиболее полная трактовка данного понятия как характеристики художественного текста принадлежит Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарину. По их мнению, «семантическое пространство текста – это ментальное образование, в формировании которого участвует, во-первых, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный замыслом автора набор языковых знаков – слов, предложений, сложных синтаксических целых (виртуальное пространство); во-вторых, интерпретация текста читателем в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство)».

Следует отметить, что при этом план содержания (ментальное пространство) художественного текста выражает не только эксплицированные, но и имплицированные смыслы. Подобная точка зрения на бинарное строение семантического пространства прослеживается в статье А.И. Новикова: «Содержание формируется как ментальное образование, моделирующее тот фрагмент действительности, о котором говорится в тексте, а смысл – это мысль об этой действительности, т. е. интерпретация того, что сообщается в тексте. Содержание базируется на денотативных (референтных) структурах, отражающих объективное «положение вещей» в мире. Смысл же базируется на единицах иного рода, связанных с интуитивным знанием». Стоит заметить, что в выше указанной характеристике фигурирует и термин «смысл».

С точки зрения ряда лингвистов, занимающихся изучением текста, «смысл литературного произведения возникает из всей суммы контекстов». Наряду с подобной интерпретацией существует мнение, позволяющее смысл и содержание текста дифференцировать. Так, И.Р. Гальперин считает целесообразным рассматривать содержание как совокупность смыслов, представляющую собой некое завершенное целое. По его мнению, «смысл нечленим, содержание членимо. Содержание обычно неповторимо. Смысл может повторяться». Именно наличие некоего смыслового заряда является неотъемлемой семантической характеристикой художественного текста. Ведь сила его воздействия позволяет произведению оставаться актуальным, восприниматься и интерпретироваться многие века. Именно относительная бесконечность содержания художественного текста является причиной трудности выявления научного определения объема категории «содержание текста».

Учитывая относительную растяжимость смысла текста, исследователи пытаются выявить хотя бы существенные его составляющие, к которым относят обычно систему образов, тематические мотивы, идейно-образное содержание, авторские интенции и оценки. Эти компоненты содержания текста обозначаются по-разному и выделяются в различных комбинациях и объёме, пересекаясь в разных классификациях при описании содержания текста.

Иерархию семантических компонентов содержания текста И.В. Арнольд предлагает рассматривать как одну из форм упорядоченности текста, которая «не только указывает иерархию, она создает эстетический эффект, облегчает восприятие». По мнению большинства исследователей, вершиной иерархии семантических компонентов содержания текста является ни что иное, как индивидуально-авторская концепция мира, «ибо любое произведение представляет собой субъективный образ объективного мира действительности. В этом заключается парадоксальный секрет художественного текста: отображая действительность, художник обнаруживает себя, и наоборот, выражая свои думы и чаяния, он отображает мир и себя в мире. Наличие не одного десятка трудов учёных, затрагивающих вопрос семантики текста, свидетельствует о стремлении к выявлению чётко выработанной структуры и классификации семантической организации художественного текста. Тем не менее, существующие исследования позволяют определить основные аспекты того, как семантически организован текст.

Таким образом, художественный текст должен быть определённым образом семантически организован и содержать сигналы, обращающие внимание на такую организацию. Прежде всего, семантика текста напрямую связана с вопросом смысла и содержания текста, его сегментации. Для обозначения же содержательной стороны текста служит понятие «семантическое пространство», под которым, прежде всего, подразумевают ментальное образование, состоящее из виртуального пространства самого словесного произведения и актуального пространства интерпретации текста читателем.

 

Литература:

– Арнольд И.В. Стилистика декодирования. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1974.

– Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000. – – Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

– Головина Е.В. Семантическая организация текста // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 708-710.

– Филологический анализ текста. – М., 2003.



Поделиться:
Дата публикации: 06 мая, 2020 [14:20]
Дата изменения: 06 мая, 2020 [14:26]