[Версия для печати]

Д.А. Пелихов
 
О Сергее Есенине писать всегда непросто. Главным образом потому, что любое высказывание о нём влечёт за собой опасность, связанную с ревнивым отношением к пишущему тех, кто любит Есенина. У каждого почитателя его поэзии есть свой Есенин, и всякое мнение, искажающее этот индивидуальный образ лирика, всякая попытка написать что-то на эту тему будут встречены если и не враждебно, то в любом случае с большой долей скепсиса.
 
Существует и другая, прямо противоположная причина, из-за которой сложно говорить о любимом всеми поэте. Как ни странно, но при том, что у каждого из нас Есенин свой, однако когда мы слышим это имя, в памяти всплывает ряд стереотипов, за рамки которых бывает порой трудно выйти. Зачастую Есенин воспринимается нами как певец родины, певец России. И это справедливо. Но при этом зачастую опять же тему родины у Есенина (основную в его творчестве, по его собственному признанию) низводят до любви к берёзам и тополям, опошляя и нивелируя этим всю глубину есенинской лирики, устраняя из неё самый нерв его поэзии. И к тому же, говоря о творчестве поэта, мало кто вспоминает о прозаических и драматических произведениях Есенина, о его — пусть даже весьма спорных — теоретических опытах («Быт и искусство», «Ключи Марии»), о поразительной образности (причём не только в период увлечения имажинизмом), о сложном вопросе принятия революции, о религиозной составляющей его поэзии, об экзистенциальных мотивах лирики и т. д. И поскольку у каждого есть свой Есенин, то я скажу лишь о том, что интересно в его поэзии именно для меня.
 
Остановлюсь на одной особенности, которую либо обходят стороной, либо говорят о ней лишь вскользь (в том числе и при изучении Есенина в школе), но которая меж тем, как мне кажется, позволяет хоть в какой-то мере приблизиться к разгадке всенародной популярности поэта. Если внимательно вчитаться в стихотворения и поэмы (причём это относится не только к поздним его вещам), то невозможно не заметить одной очень характерной черты. Черта эта — почти абсолютная «выключенность» героя из мира людей и, напротив, гармоничная «включённость» его в мир природы. Наиболее ясно сам поэт обозначил эту особенность в одном из поздних стихотворений: 
 
Средь людей я дружбы не имею.
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
 
Но и в других его произведениях также можно увидеть эту черту. Если мы обратим внимание на то, кто становится героем его лирики, то заметим, что довольно часто в этой роли выступают или животные («Корова», «Табун», «Лисица», «Песнь о собаке», «Сукин сын», «Собаке Качалова», «Лебёдушка»), или растения («Песнь о хлебе», «Цветы»). Даже в самой страшной поэме Есенина «Черный человек» свидетелями встречи героя с его alter ego становятся не люди, а деревья, отчего стихотворение звучит еще более зловеще («И деревья, как всадники, / Съехались в нашем саду»). Адресатами его лирики становится земля («Только гость я, гость случайный / На горах твоих, земля»), звёзды («Звездочки ясные, звезды высокие! / Что вы храните в себе, что скрываете?»). Иногда это могут быть и неодушевлённые предметы, как например, печь, наделённые, впрочем, зооморфными чертами («Что он видел, верблюд кирпичный, / В завывании дождевом?»). Порой в его стихотворениях появляется и нечто такое, что не может быть облечено в ту или иную форму («Несказанное, синее, нежное», «Неуютная жидкая лунность»). Всё это и есть среда обитания лирического героя Есенина, тот мир, в который он органично вписан уже с самого момента рождения:
 
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
 
Мир людей оказывается чужд герою, и он стремится разными способами покинуть его. В каких-то стихотворениях это звучит более отчётливо, в каких-то — менее. И, что самое интересное, способ ухода для него оказывается незначимым — важен сам факт его:
 
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…
***
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко…
***
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси…
***
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором…
 
При всём искреннем желании «в счастье ближнего поверить» герой не находит места даже среди самых близких людей:
 
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
…………………………………
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.
 
Это строки из стихотворения «Устал я жить в родном краю», наиболее интересного в раскрытии этой темы, поскольку в нём совершенно отчётливо звучит мысль о том, что ни в родном, ни в чужом краю для него нет места. Вполне ожидаемым видится и ещё один, самый радикальный вариант ухода, представленный в том же произведении:
 
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
 
Обратим внимание, что случится это даже не в избе — ему и там не оказывается места, — но лишь под окном, и оплакивать героя будут отнюдь не люди (его и похоронят не по человеческому обряду — «необмытым»), а всё те же представители мира природы:
 
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
 
Итак, целью существования лирического героя Сергея Есенина на земле становится бегство в «иное царство». Именно поэтому отнюдь не парадоксально, а напротив, совершенно закономерно звучат весьма пугающие строки из стихотворения 1914 года:
 
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
 
И ещё по поводу «иного царства». Кажется, Вадим Шершеневич критиковал Есенина, говоря, что когда тому нужен эпитет и он не может подобрать ничего подходящего, то вставляет в строку или «новый», или «иной». Действительно, слово «иной» — это, пожалуй, ключевое есенинское определение:
 
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной…
***
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой…
***
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином…
***
Я иному покорился царству…
***
Мне теперь по душе иное…
***
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином…
***
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь…
***
У вас иная жизнь, у вас другой напев…
***
Глаза, увидевшие землю,
В иную землю влюблены…
***
Я иное постиг учение…
***
Я иное узрел пришествие…
***
По-иному над нашей выгибью
Вспух незримой коровой Бог…
***
Я иным тебя, Господи, сделаю…
***
Все равно — он иным отелится
Солнцем в наш русский кров…
 
И, наконец, именно этот эпитет даст название целой поэме — «Инония» (в интерпретации самого Есенина это иная страна).
Определение частотности употребления того или иного слова — один из наиболее распространённых и важных приемов в литературоведении и лингвистике. Ведь если слово употреблено писателем многажды, значит, на нем лежит и особая нагрузка. И если В.Г. Шершеневич видел в любви к прилагательному «иной» художническую слабость Есенина, то мне кажется, что именно этот эпитет и является ключом к пониманию его поэзии. Место есенинского лирического героя не среди людей, а в «ином царстве», которому он и «покоряется». Но и, как дитя этого царства («внук купальской ночи»), он в то же время является его центром, и само это царство готово окружить лирического героя заботой («Зори меня вешние в радугу свивали»). Не случайно, на мой взгляд, и то, что первая строчка стихотворения Маяковского «Сергею Есенину» отсылает к тому же эпитету (пусть и оказывается он помещённым в несколько иронический контекст):
 
Вы ушли, 
как говорится,
в мир иной…
 
Постоянное присутствие иного мира в лирике Сергея Есенина, непреодолимая тяга к нему напоминает нам о нашем экзистенциальном одиночестве, временности бытия человека на этой земле:
 
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — 
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…
 
Но и тут нельзя не заметить, что отнюдь не люди будут скорбеть по ушедшим:
 
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом…
 
И этот экзистенциальный мотив одиночества, абсолютная невозможность — даже по смерти — встроиться в какую бы то ни было парадигму — это и есть та черта, которая прежде всего привлекает меня в творчестве С. Есенина. 
В таком случае может возникнуть вопрос, почему же при всей этой замкнутости и стремлении уйти из мира людей Есенин остаётся одним из самых почитаемых поэтов. Причём таким, которого любят и ценят как люди взыскательного вкуса, так и самые непритязательные читатели. Мне думается, что ответ на этот вопрос тоже можно найти в лирике Есенина. Ведь при всей «выключённости» героя из социума в нём совершенно нет того презрения к людям, какое мы можем найти во многих стихах Лермонтова («в сердце ненависть и холод…», «…я презираю жизнь других» и др.). Лирический герой Есенина всегда открыт к этому миру, хотя и платит за это высокую цену:
 
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
 
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».
 
И, тем не менее, какой безграничной нежностью к людям наполнены его стихи:
 
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле...
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
 
Не знаю, насколько верным может показаться вывод из этого рассуждения, но возможно, именно эти два полюса есенинской лирики — бесконечная любовь к людям и столь же бесконечное стремление уйти от них — и создают то напряжённое поле, которое притягивает к творчеству Сергея Есенина самых разных читателей.
 
Полная версия статьи опубликована: http://denis-pelikhov.livejournal.com/10898.html 


Поделиться:
Дата публикации: 03 октября, 2017 [10:12]
Дата изменения: 28 ноября, 2019 [11:10]