[Версия для печати]

Анонс на октябрь

 
3 октября - день рождения С. Есенина.
15 октября - день рождения М. Лермонтова.
22 октября - Международный день музыки.
26 октября - день рождения Андрея Белого.
30 октября - День памяти жертв.
 
Воспевание природы в стихотворениях Сергея Есенина соседствует с одной особенностью, которая зачастую остается за пределами читательского внимания, в том числе и при изучении С. Есенина в школе. Эта особенность –– почти трагическая «выключенность» героя из мира людей и, как следствие, постоянное стремление уйти из него. Мысль о скором уходе из этого мира начинает звучать уже в самых ранних произведениях, придавая порой даже самым светлым и жизнеутверждающим стихотворениям трагическое звучание. Этому аспекту творчества великого русского поэта посвящена статья к.ф.н. Д.А. Пелихова «Об одной особенности лирики С. Есенина».
 
М.Ю. Лермонтов при помощи запахов потрясающе воспроизводит  картину мира, где ароматы и благоухания создают особую атмосферу, обозначают природное и личное пространство героя.  Лермонтов очень внимателен к предметному миру, источающему запах, а воздействие прекрасных запахов на героя  и романтическое переживание благовония искусно передаются и воздействуют на читателя. Об этом можно прочитать в статье д.ф.н. Н.Л. Зыховской «Принципы организации ольфакторного пространства в прозе М.Ю. Лермонтова.
 
Музыка является тем видом искусства, которому подвластно выразить невыразимое – жизнь души. Не случайно призыв П. Верлена «Музыки прежде всего» считается главным лозунгом литературного импрессионизма. Импрессионистская проза, фиксирующая едва уловимые настроения, тесно связана с музыкой. О том, как музыкальное начало проявляется в прозе, вы узнаете, прочитав статьи к.ф.н. Н.Н. Кундаевой «Жанровые особенности этюда в малой импрессионистской прозе (Н. Колоколов «Этюды»)» и «Музыкальность как элемент поэтики импрессионизма в ранней прозе И.А. Бунина».
 
В.Г. Короленко считал, что в будущем искусство будет представлять собой синтез реализма и романтизма. В рассказе «Соколинец» писатель воплотил эту художественную идею, изображая жизнь беглого каторжника. Романтическая поэтика выразилась в особой музыкальности этого произведения, проявляющейся и в мелодике фразы, и композиционно. Трехчастная композиция произведения напоминает музыкальную сонатную форму, часто используемую писателями в литературной практике. Рассказ «Соколинец» по своей форме и художественной выразительности  напоминает жанр симфонической картины. Музыкальная композиция рассказа В.Г. «Соколинец» рассматривается в статье д.ф.н. Т.Ф. Семьян.
 
Дебютировав в 1902 году, А. Белый на протяжении всего творческого пути выступал как смелый новатор, предвестник будущих направлений развития литературы. Писателя по праву можно назвать одним из ярчайших представителей эпохи начала ХХ века. Литературные открытия А. Белого в сфере экспериментальных форм художественной выразительности были созвучны изменившейся исторической эпохе и открыли новые горизонты. Так, в прозаических произведениях А. Белого сформировалась особая визуальная модель текста, изменившая привычное оформление страницы. Через внешний визуальный план текста выражены основные сюжетные линии произведений. 
 
Е.В. Фёдорова «Визуальная поэтика автобиографической прозы А. Белого». С именем Андрея Белого многие литературоведы связывают появление ярких творческих экспериментов – поэт, писатель и теоретик, он не просто создал новую школу, но оказал огромное влияние на литературу последующую. Автобиографическая проза по праву считается периодом расцвета творчества А. Белого: в это время окончательно складываются основные темы и идеи, формируется система образов и мотивов, средства художественной выразительности, яркая визуальная поэтика. Визуальное оформление автобиографических повестей не только орнаментирует внешний облик текста, но и выражает идейный уровень произведений, подчёркивая замысел автора. С визуальной моделью творчества (в том числе и автобиографической прозы) А. Белого можно познакомиться в статьях д.ф.н. Т.Ф. Семьян и к.ф.н. Е.В. Федоровой.
 
Стихотворения Варлама Шаламова, Елены Тагер, Нины Гаген-Торн, Елены Владимировой, написанные после колымской каторги в 1940-е – 1970-е годы, связаны с размышлениями о том, что, казалось, ушло в прошлое и забыто навсегда. Лирические герои поэтических текстов пытаются буквально по крупинкам воссоздать свой внутренний мир, переосмыслить всё произошедшее с ними. Тексты названных авторов показывают, насколько человеку трудно вернуться в обычную мирную жизнь из так называемого исправительно-трудового лагеря периода массовых репрессий. 
 
Описание и анализ легенд о Колыме, являющихся составной частью разножанровых документально-художественных и мемуарных текстов бывших колымских заключённых, – задача интересная и нужная. Значительная часть этих легенд так или иначе связана с лагерным и окололагерным фольклором, в котором эти легенды появлялись, а затем и распространялись вовне. Безусловно, легенды – часть свидетельств «туземного быта» насельников Колымы, которая даёт возможность не только лучше понять реалии «заколюченных параллелей», но и меняющийся менталитет и сознание человека, попавшего на этот далёкий от Большой земли «остров» под названием Колыма. Горькие страницы литературной истории в их литературном воплощении стали объектом научной рецепции в статьях к.ф.н. Ч.А. Горбачевского «Мотив утраченных иллюзий и мотив тишины в текстах бывших колымских заключенных» и «Колымские легенды в документально-художественных текстах каторжан».
 
Кафедра русского языка и литературы ЮУрГУ,
зав. кафедрой д.ф.н., проф. Елена Владимировна Пономарева
www.ruslang.susu.ru


Поделиться:
Дата публикации: 01 октября, 2017 [15:43]
Дата изменения: 26 октября, 2017 [15:10]