[Версия для печати]

Мастера детской книжной иллюстрации

 

Аминадав Моисеевич Каневский родился 17 марта 1898 года в большой многодетной семье на Украине. Жили небогато, и уже в 12 лет Амо (так называли домашние будущего художника) должен был работать: мальчиком на посылках, помощником фотографа, подсобным рабочим на заводе, помощником кустаря-игрушечника (выпиливал и раскрашивал фанерных зверюшек). 

О своих детских впечатлениях, определивших дальнейшую жизнь, Каневский писал: «Помню одно из важнейших событий своего детства, послужившее, быть может, толчком или причиною моего интереса и любви к искусству: в какой-то парикмахерской на стене висел небольшой пейзаж, написанный маслом. Должно быть, он был окончен совсем недавно, потому что запах масляных красок был очень силён, и этот характерный запах, ни на что не похожий, и вода, и небо остались в моей памяти на всю жизнь». 

Аминадав Каневский прожил долгую жизнь. Родившись в конце XIX века, он успел захватить ещё в Первую мировую (в январе 1917 был призван на воинскую службу). В 1920 вступил в ряды Красной армии. Но, куда бы ни закидывала судьба, он всегда и везде рисовал.

Талант юноши был замечен, и из воинской части в 1921 году его командировали обучаться во ВХУТЕМАС. Это было уникальное учебное заведение, где опыт русского беспредметного искусства перерабатывался для нужд промышленности и агитационного искусства. Здесь Каневский учился сначала на подготовительном отделении, а затем был принят на графический факультет, где он учился с 1924 по 1930 год. Студенты в училище, знакомясь с такими дисциплинами, как пространство, цвет, форма, должны были решать и задачи. Например, если два одинаковых шара раскрасить красным и синим, какой из них будет казаться тяжелее? Были и занятия, на которых учащимся предлагалось превратить натюрморт в абстрактную композицию. 

Сатирический характер таланта Каневского сказался уже в студенческие годы, он проявил себя в карикатурах на профессоров. Среди учителей были известные художники В.А. Фаворский, И.Я. Павлинов, Н.Н. Куприянов, Д.С. Моор. С Дмитрием Стахиевичем Моором, автором легендарных плакатов «Помоги!» и «Ты записался добровольцем?», у Каневского сложились наиболее близкие отношения. Каневский стал одним из его любимых учеников, по его рекомендациям молодой художник стал работать в периодических изданиях. 

Первые рисунки Каневского появились в журналах уже в 1924 году. Это были издания с характерными для того времени названиями «Безбожник у станка» и «Даёшь», а также всем известные «Пионер», «Крокодил» и газета «Комсомольская правда». 

Наполненные добротой и жизнелюбием рисунки художника-графика сразу же заслужили любовь огромного количества читателей. 

В годы Великой Отечественной войны Каневский работал над рисунками к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (для издания 1943 года). О сказке Каневский писал: «"Золотой ключик" я сделал, например, за шесть недель. Иллюстрировать его было одно удовольствие: уж очень хорош текст… очень образный, очень зримый, буквально каждую строку можно проиллюстрировать». 

Для иллюстрирования художник выбирал, как правило, те моменты в сюжете, где персонажи показаны в действии, в различных взаимоотношениях друг с другом. Первый вариант рисунков был чёрно-белый, впоследствии, для издания 1950 года, художник нарисовал «Буратино» в цвете. Оригиналы цветных иллюстраций Каневского к «Золотому ключику» находятся в Третьяковской галерее, а чёрно-белые – в Пушкинском музее.

В 40-е и 50-е годы Каневский работал над иллюстрациями к «Сказке о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина, к «Мойдодыру» и «Тараканищу» К.И. Чуковского, произведениям С.Я. Маршака «Кошкин дом» и «Вот какой рассеянный», «Весёлой семейке» и «Вите Малееву» Н.Н. Носова, книгам А.Л. Барто, С.В. Михалкова. 

Его озорные и остроумные рисунки великолепно дополняли выдумку и юмор писателей. А. Осетров писал о нём: «Этот человек был наделён счастливым даром относиться с доброй шуткой к окружавшей его жизни, героям своих иллюстраций и, сопереживая им, превратить это отношение в высокое искусство». 

«Почему я делаю смешные книжки? – размышлял художник. – Должно быть, характер такой. Я люблю смешное и в жизни развить, воспитать в детях чувство юмора необходимо. Без него жизнь теряет половину своего обаяния». 

   

О своей работе над книгами для детей Каневский рассказывал: «Я работаю так же, как разговариваю с детьми. Никогда в разговоре с ребёнком я не скажу «тламвай», но «трамвай» и букву «р» скажу особенно отчётливо, твёрдо. Но – не стану беседовать с ребёнком о теории относительности. У детства свои законы, свой круг интересов – никакой особой скидки на возраст делать не нужно. Дети не любят снисхождения, от художника и писателя они ждут иного. Я считаю основным в работе над детской книгой правило: говорить с детьми языком простым, ясным и предельно искренно». 

Художник рисовал пером и тушью, затем раскрашивал свои рисунки акварелью. Штрих Каневского называли «когтистым и буйным», и он всегда легко узнаваем. О значении цвета в детской книге Каневский говорил так: «Цвет в детской книжке должен быть по возможности простым и ярким, а не пёстрым. Нельзя портить вкус детворы. Яркость вызывает ощущение праздничности. Ведь хорошая книжка для ребёнка – это всё равно, что театр или карнавал. Поэтому нельзя превращать нарядный праздник в грубый балаган, нужно оставить его радостным и красивым зрелищем». 

Каневский с большой охотой рисовал зверей. Они, как и все его персонажи, получались забавными и имели свой неповторимый характер. Но один из них особенный – это знаменитый Мурзилка. Визуальный образ главного героя известного детского журнала придумал именно Аминадав Моисеевич. Случилось это в 1937 году. Журнал с таким названием существовал и раньше, но без главного персонажа. С 1924 по 1937 год на страницах журнала появлялась беленькая собачка-дворняжка и её хозяин мальчик Петя. Но этот персонаж не прижился. И его заменил волшебный герой, пушистый, жёлтенький, как одуванчик. Соединив в одно целое пушистого цыпленка и упитанного медвежонка, художник Каневский создал неповторимый образ Мурзилки. Назывался он «Корреспондент Мурзилка» и изображался в красном берете и шарфе, с неизменным фотоаппаратом на плече.

И хотя сейчас Мурзилке вместо клюва рисуют рот, в целом образ остаётся неизменным вот уже много лет. 

Рассказывая о своей работе, Каневский писал: «Меня всегда интересовала работа над детской книгой. Тем не менее в былые времена, а часто и сейчас, я тружусь одновременно и над детской книгой, и над взрослой, и это мне не мешает. В детской книге очень интересно работать, несмотря на некоторые ограничения. Главное – не нужно притворяться ребёнком, никакая подделка у ребят не пройдёт». 

Каневский иллюстрировал и книги для взрослых: М.С. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского. Помимо книжных и журнальных рисунков, в творческом наследии А.М. Каневского сохранились и малоизвестные зрителю акварельные работы. Созданные художником в 1930–1960-е годы, они раскрывают его с неожиданной стороны как мастера лирического пейзажа и талантливого портретиста. Аминадав Каневский воспитал немало учеников, среди них – Виктор Чижиков, автор всемирно известного олимпийского мишки.

 

Литература:

– Воротынцева К. Смех по графику // Свой. –  2018. – март. – С. 30-33.

– Иванова М. Мурзилка, будь человеком! // Культура. – 2017. – № 27. – С. 6.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 08 июля, 2021 [09:05]
Дата изменения: 08 июля, 2021 [15:46]