[Версия для печати]

Мастера детской книжной иллюстрации

 

Евгений Михайлович Рачёв (1906–1997) русский и советский художник-анималист, иллюстратор и график. Его картинки весёлые и добрые, поучительные и занимательные, знакомы не одному поколению читателей. За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых сказочных «рачёвских» зверей.

Евгений родился в городской интеллигентной семье в Томске. Но фактически всё свое детство провёл в селе Юдино, в Барабинской степи, у деда со стороны матери. Его отец рано умер. Мать по профессии была врачом, а отчим инженером-строителем. Сибирь вспоминалась им как некая сказочная страна. «Я родился в Сибири. И своё детство провёл в сибирской деревне. Не раз мальчишкой бывал в тайге, – писал о себе Евгений Рачёв. – Пойдёшь, бывало, в лес и увидишь то тетерева на дереве, то белочку, то рыб в лесном озере. На всю жизнь я сохранил свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует». Детские впечатления возможно и сыграли свою роль в становлении будущего художника-анималиста.

Когда свершилась Октябрьская революция, ему шёл двенадцатый год. В памяти мальчика ярко запечатлелся образ взбудораженной поднявшейся России, когда в 1920 году по семейным обстоятельствам ему пришлось одному добираться из Сибири в Новороссийск к матери. Голодный и без денег он два с половиной месяца ехал на крыше товарного вагона. 

В Новороссийске Евгений устроился на работу в порт. К этому времени уже ясно определились его склонности: всё больше влекло искусство. Отчим подарил будущему художнику масляные краски. Юноша увлёкся копированием открыток. В 1924 году Рачёв поступил в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре. Через четыре года получив диплом, он отправился в Киев, где поступил в художественный институт. Проучившись год, он бросил обучение. 

В это время – примерно с 1930 года – Рачёв начал сотрудничать в киевском издательстве «Культура». Художник не сразу находит свой неповторимый стиль. Однако очень скоро начинающему иллюстратору стали поступать заказы от издательств. 

В 1935 году он получил приглашение работать для московского издательства Детгиз и переехал в Москву. Своей специализацией Евгений Рачёв выбрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. 

Война внезапно всё изменила. Осенью 1941 Рачёв вступил в народное ополчение и в составе пулемётного батальона принимал участие в обороне Москвы. Во время войны он не прекращал рисовать. Художник пишет плакаты, обращается к жанру карикатуры, делает много набросков, фронтовых зарисовок. 

К мирной работе детского иллюстратора Евгений Рачёв смог вернуться в 1945 году. С его иллюстрациями выходят книги Михаила Пришвина «Кладовая солнца» и «Золотой луч». Художника всё более привлекает не сам по себе анималистический жанр, а его особая область иллюстрации сказок и басен о животных, олицетворяющих собой различные человеческие качества. 

Евгений Михайлович много времени уделяет народной сказке. Начиная с 50-х годов, рисует картинки к сатирическим сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и басням Михалкова. 

Одной из первых книг послевоенных книг, которую Рачёв иллюстрировал, были трогательные «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка. Здесь впервые появляются некоторые «рачеевские» персонажи, впоследствии ставшие популярными: задиристый и трусливый заяц, добродушный неуклюжий медведь, хищный волк.

Работая над Башкирскими сказками, художник впервые одевает своих героев-животных как людей. Отчасти для того, чтобы придать своим персонажам больше комичности и занимательности, но более всего для того, чтобы заострить социальную характеристику героев и выразить в рисунках национальный колорит. Как и всякое новшество, приём одевания животных в человеческие одежды вначале встретил непонимание и противодействие со стороны анималистов.

До конца сороковых годов рисунки Рачёва были чёрно-белыми. К цвету он впервые обращается в иллюстрациях к русской народной сказке «Петушок золотой гребешок» и украинской сказке «Рукавичка», вышедшей отдельным изданием в 1950. Иллюстрации к «Рукавичке» снискали широкую популярность в нашей стране и за рубежом. Эта детская книжка уже выдержала множество переизданий во многих странах мира и везде получила высокую оценку. 

      

О себе и своей работе художник рассказывал: «Прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти и краски, потому что в сказках животные похожи на разных людей. На добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных. Вот и получается, прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке, значит, получилось у меня как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, значит, у меня получилось, как сказка, которую я иллюстрирую». 

      

Неоценимую помощь в работе Евгению Рачёву оказывала его жена Лидия Ивановна Рачёва. Она собирала материал для его будущих книг, в музеях делала зарисовки народных костюмов и орнаментов, переводила сказки разных народов, выступала составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие текста и будущих иллюстраций. Так было со сборником басен Крылова – в архивах Лидия Ивановна собирала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены. Иллюстрации Рачёва сделали этот сборник непохожим на все другие. Кроме прочего, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. 

Евгению Рачёву были присвоены звания Народного художника России и Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он был награждён Государственной премией России. Его рисунки показывали на отечественных и зарубежных выставках. 

      

Работе с детской книгой художник посвятил более шестидесяти лет своей творческой жизни. И никогда не жалел об этом. «Это очень интересная работа», – говорил он. 

 

Литература:

– Грибова Л. Евгений Михайлович Рачёв (1906—1997) // Мурзилка. – 2000. – № 1. – С. 13–16.

– Короткова М. Художник-сказочник Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997) // Семейное чтение: популярный информационно-методический журнал. – 2007. – № 6.

– Толстой В. Евгений Михайлович Рачёв. – М.: Сов. художник, 1960. 

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 02 апреля, 2021 [10:23]
Дата изменения: 02 апреля, 2021 [14:50]