[Версия для печати]

Незамеченное поколение

 

Настроения, ностальгию большинства русских писателей-эмигрантов выражают слова великого философа И. Ильина: «Если не все мы, то, наверное, многие из нас изведали за эти тёмные, скорбные и скудные годы пространственного отрыва от русского народа, русской природы, русской земли и русского национального быта, – тоску по родине: это своеобразное духовное ощущение, которое приходит само, овладевает душой и, подобно голоду и любви, неотступно требует утоления, пока не получит его. Это ощущение можно было передать так: всё то, что предлагают нам другие народы – их быт, их язык, их душевный строй и духовная культура – переживаются в эпоху такой тоски как не то, не отвечающее нашей душе и нашему духу; это воздух, который кажется нам безвоздушным; это пища, которая не насыщает нас; это питьё, которое не утоляет жажду; если это сон, то после него хочется опять заснуть; если это бодрствование, то душа мечтает о том, чтобы приснилась её чудесная Россия».

Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Вога́у)

Родился в Можайске, в семье ветеринарного врача Андрея Ивановича Вогау, происходившего из поволжских немцев-колонистов. Мать – Ольга Ивановна Савинова, родилась в семье саратовского купца. Борис Пильняк окончил Московский коммерческий институт. В 1920-е годы был достаточно известен, избирался председателем Всероссийского Московского союза писателей, представлял русскую литературу за рубежом, много путешествовал. Литературным дебютом стал рассказ «Земское дело», напечатанный в 1915 году. Первая книга Пильняка – «С последним пароходом» – выходит в 1918 году. Далее следуют романы «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и другие.

В прозе Пильняка прослеживаются особенности мировоззрения литератора, его взгляд на назначение искусства, который он отстаивал до конца. Писатель был убеждён, что художник должен быть свободен от идеологии и политики. Его постоянно критиковали за позицию, идеологические ошибки, формализм и мистику.

В 1926 году Борис Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» – на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намёком на участие И. Сталина. Повесть была напечатана в журнале «Новый мир», но тираж был конфискован, читатель увидел текст лишь в 1987 году.

Несмотря на критику, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей. 28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении – шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца») – и приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в Москве.

Реабилитировали литератора в 1956 году. В СССР с 1938 по 1975 годы книги Пильняка не издавались. 

Иван Сергеевич Шмелёв

Родился 3 октября 1873 году в Москве в религиозной старообрядческой семье. Отец был известным подрядчиком, и к Шмелёвым приезжали рабочие-строители со всей России. Подросток благодарно впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки – всё, что потом преобразилось и заиграло в неповторимой шмелёвской прозе.

Будущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет Московского университета.

После года военной службы восемь лет работал чиновником в уездах Московской и Владимирской губерний, где встретил прототипов героев своих произведений. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» вышел в 1895 году в журнале «Русское обозрение».

В 1897 в Москве была опубликована книга его очерков «На скалах Валаама». Сборник подвергся жёсткой цензуре и успеха не имел.  

Возвращение к творчеству произошло под влиянием революционных событий 1905 г. Наиболее значительное произведение этого периода – повесть «Гражданин Уклейкин» (1908).

Прославила Шмелёва повесть «Человек из ресторана» (1911), вышедшая в свет в одном из сборников товарищества «Знание» М. Горького.

В 1922 писатель, после расстрела в Феодосии без суда и следствия его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Берлин, потом в Париж. Гибель сына он так и не смог простить новой власти, хотя мечтал вернуться в Россию, пусть даже после смерти.

В эмиграции образы и картины старой России, яркие впечатления детства, воспоминания о любимой Москве оформились в книги, ставшие вершиной творчества Шмелёва. «Родное» (1931), «Богомолье», «Лето Господне» (1948) – удивительно поэтичные произведения.

Умер писатель 24 июня 1950 года в Париже.

Василий Васильевич Розанов

Родился 2 мая 1856 года в Ветлуге Брянской губернии. Отец и мать рано умерли, воспитывал Василия старший брат Николай. Окончив гимназию, Розанов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Ещё в студенческие годы он женился на А.П. Сусловой, женщине значительно старше его, бывшей возлюбленной Ф.М. Достоевского.

В 1882 г., завершив обучение, Розанов получил место учителя истории и географии в Брянской прогимназии. Здесь он написал первое крупное философское произведение – трактат в 737 страниц «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки и цельного знания». Книга была издана в Москве в 1886 году, но критики практически не заметили её.

Постепенно известность Розанова росла. Укрепило её появление ряда книг и критических сборников («Легенда о Великом Инквизиторе» (1894), «Сумерки просвещения», «Литературные очерки» (1899), «Природа и история» (1900), «Религия и культура», «В мире неясного и нерешённого» (1901), «Семейный вопрос в России» (1903). 

Скандальную славу писатель приобрёл после публикации статей с резкими нападками на историческое христианство и обоснованием исключительной роли пола в развитии человечества.

Позже эти работы вошли в сборники «Около церковных стен» (1906); «Тёмный лик: метафизика христианства», «Люди лунного света» (1911). 

Розанова обвинили  в «беспринципности», когда выяснилось, что он, будучи сотрудником правой газеты «Новое время», под псевдонимом В. Варварин печатался в либеральных изданиях, вроде «Русского слова». Выход книг «Уединённое» (1912) и «Опавшие листья» (1913–1915) окончательно закрепил за Розановым репутацию возмутителя спокойствия. Многие читатели сочли чувства и высказывания автора слишком откровенными.

Последним опубликованным при жизни произведением Василия Розанова стал «Апокалипсис нашего времени» (1918), в котором он давал оценку разразившимся в России революционным событиям.

Скончался 5 февраля 1919 года в Сергиевом Посаде, похоронен на кладбище Черниговского скита недалеко от Троице-Сергиевой лавре.

 

Литература:

– Васнецов В. Под звездным флагом «Персея»: воспоминания. – Л., 1974. – С. 127-154.

– Ильин И.А. Русские писатели. Литература. Театр. Музыка. // Собрание сочинений: В 10 т. – М.: Русская книга, 1996. – Т. 6, кн. 2. 

– Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М.: Московский рабочий. Скифы, 1994. 

– Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. / Ред.: Андреевский И.Е., Арсеньев К.К., Петрушевский Ф.Ф. – М.: Аутопан, 1998.

 

 

Фото https://interesnyefakty.org

и другие открытые источники



Поделиться:
Дата публикации: 10 марта, 2021 [15:12]
Дата изменения: 10 марта, 2021 [15:30]