[Версия для печати]

Мастера детской книжной иллюстрации

 

Леонид Викторович Владимирский – русский график и иллюстратор, художник детской книги, литератор, заслуженный деятель искусств РСФСР. 

Его детство прошло на Арбате. Родители никакого отношения к искусству не имели. Отец служащий, мать врач. Ещё в юности Леонид увлёкся рисованием и поэзией. 

Несмотря на художественное дарование, документы юноша подал в инженерно-строительный институт. Обучение было прервано войной. С третьего курса Владимирский ушёл на фронт в инженерные части, строил дороги и мосты. Окончил войну в звании старшего лейтенанта, был награждён медалью «За победу над Германией», а после демобилизации, в 1945 году, принял решение стать художником. Выбор пал на художественный факультет ВГИКа, отделение мультипликации. В 1951 году Леонид Владимирский закончил его с отличием.

В 1953 году его пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им было создано 10 детских диафильмов, в том числе «Приключения Буратино» (1953 г.) по сказке Алексея Константиновича Толстого. Художник придумал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке – образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. Своего любимого героя – Буратино – он срисовывал с дочки. Тогда ей было как раз пять лет. Из картона вырезал длинный нос и прикрепил его на резинке, на голову надел колпачок. 

«Книжка-картинка Алексея Толстого «Приключения Буратино» была моей первой работой. В ней множество иллюстраций, и там я нарисовал деревянного человечка восемьдесят два раза!», – писал Владимирский, отметив при этом, что немного отступил от авторского описания маленького сорванца – белый колпачок был раскрашен красными полосками.

После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Все картинки Леонида Викторовича нарисованы акварелью. 

«В детстве все любят сказки. Особенно волшебные, где отважные герои творят чудеса, куклы оживают, а животные и птицы разговаривают человеческими голосами, – говорил в интервью Леонид Владимирский. – Под впечатлением прочитанного мальчики рисуют сражения, а девочки – добрых и красивых фей. Я тоже в детстве любил сказки, верил в чудеса и мечтал, что, когда вырасту, обязательно стану добрым волшебником».

Пожалуй, одной из самых известных работ художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова, первая из которых – «Волшебник Изумрудного города» вышла в свет в 1959. До войны книга издавалась с иллюстрациями художника Н.Э. Радлова. Цветные и красивые картинки вызвали новую волну интереса советской детворы к приключениям девочки Элли. 

Художник об этом времени вспоминал: «В 1957 году я пошёл в детскую библиотеку и попросил дать самую интересную детскую сказку. Мне выдали «Волшебника Изумрудного города». Я разыскал автора книги Александра Мелентьевича Волкова, этого удивительно доброго и мудрого волшебника, и мы начали работу. Первым делом я нарисовал карту Волшебной страны. Мы проверили все походы героев, и оказалось, что иногда они ходили не в ту сторону, куда надо. Затем я поменял колокольчики на шляпе у огородного пугала на бубенчики, уговорил писателя рыбу превратить в русалку, а при дворе колдуньи Бастинды подготовить восстание слуг… Вообще я достаточно поморочил голову автору, но он оказался очень терпеливым, и мы удивительно дружно проработали с ним ещё двадцать лет». 

О своей работе Леонид Викторович рассказывал: «Перед тем как начать рисовать, художник делает макет книги, в котором намечает и количество иллюстраций, их место и содержание. Некоторые художники рисуют их по порядку, а я – под настроение. Что мне хочется нарисовать сегодня? – спрашиваю себя. Настроение у меня грустное, и я рисую картинку грустную. Это помогает лучше сопереживать герою. А бывает наоборот. Весёлый герой улучшает моё плохое настроение. Нарисовал его – и самому веселее на душе становится. Пока он только твой. Но в искренней заинтересованности художника в судьбе героя уже залог того, что и миллионы маленьких читателей полюбят его и будут всем сердцем переживать его злоключения и победы».

Бывали у художника и трудные задачи. Так в портрете Руслана – иллюстрации к поэме А. Пушкина – надо было нарисовать персонажу добрые глаза. Герой в шлеме, брови нахмуренные, а глаза должны быть добрые.

  

По словам иллюстратора, злые и особенно страшные персонажи нужно рисовать осторожно. Если Карабаса-Барабаса изобразить в полную силу его характера, дети такой картинки будут бояться. Поэтому художник нарисовал ему оскаленные зубы, а самого сделал толстым, похожим на смешного жука. 

«Во внешнем облике большое значение имеет одежда, – говорит Леонид Владимирский. – Когда я рисовал солдата Дин Гиора, стража Изумрудного города, по второму и третьему разу, ему стала мешать великолепная длинная борода. То зацепится за железные доспехи, то обовьётся вокруг рукоятки меча. В одном из альбомов по костюмам я увидел, что в средние века чешские воины перед боем заплетали бороды в косы. Так Дин Гиор привёл свою бороду в порядок и приобрёл более сказочный вид». 

Часто мастера спрашивали: как вы научились рисовать для ребят? «Теперь-то я знаю, в чём секрет успеха. Просто надо самому верить в весёлые сказочные чудеса, смотреть на мир радостно и увлеченно. И очень много работать», – отвечал Леонид Викторович. И добавлял:

«Существует такое оригинальное суждение, что у каждого человека есть «возраст души». Одному человеку уже много лет, а он всем интересуется, всё его волнует. И, наоборот, встречаются молодые старички, которых ничем не удивишь, никак не обрадуешь. У людей творческих профессий «возраст души» проявляется чудесным образом. Они могут без особых на то усилий переноситься в духовную атмосферу своих героев. «Мой «возраст души» – 6 лет», – говорил поэт С. Маршак. А когда шведскую писательницу А. Линдгрен спросили, как это она так хорошо изучила психологию своей героини Пеппи, она удивленно пожала плечами и сказала: «Я просто сажусь и пишу. И чувствую себя девочкой». 

 

Литература:

– Буркин Ю. Сибирские корни изумрудного города // Наука и жизнь. –  2009. – № 11. – С. 111-113.

– Владимирский Л. Мои сказочные герои // «Юный художник». – 1981. – № 10. – С. 24-27

– Волшебник изумрудного города: К 100-летию знаменитой сказки // Книжное обозрение. – 1999. – № 13. – С. 17.

 

Иллюстрации из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 08 февраля, 2021 [14:31]
Дата изменения: 16 февраля, 2021 [14:29]