[Версия для печати]

Мастера детской книжной иллюстрации

Иван Яковлевич Билибин – выдающийся иллюстратор, театральный художник, график. Опираясь на национальные традиции, он смог показать современникам подлинную красоту форм народного творчества, оказав тем самым большое влияние на развитие интереса к изучению фольклора и древнерусского искусства, которые многими воспринимались как архаичные и давно утратившие актуальность.

Будущий художник родился в Москве. Известно, что из-за болезни ноги Иван стал систематически посещать гимназию только с четырнадцати лет, а до этого получал домашнее образование. Юноша проявлял интерес к истории, иностранным языкам и литературе, пробовал сочинять стихи и сказки. Особых успехов в I Петербургской гимназии он достиг в математике, за что по решению совета учебного заведения был удостоен серебряной медали. Однако всё своё свободное время юноша посвящал рисованию. Это увлечение не находило поддержки у отца, который считал профессию художника неперспективной, а работы сына неинтересными. 

Несмотря на это 1895 году Билибин начал посещать Рисовальную Императорскую школу Общества поощрения художеств. Подчиняясь воле родителей, Иван поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заниматься искусством не бросил.

После завершения второго курса благодаря помощи состоятельной тётки молодой человек отправился в Мюнхен, где в течение лета посещал мастерскую Антона Ашбе. Осенью Билибин вернулся на родину и вскоре осознал, что ему необходимо профессиональное художественное образование. 

В сентябре 1898 юноша поступил в Тенишевскую мастерскую И.Е. Репина. Обучение у прославленного живописца было настолько важным для молодого человека, что юриспруденция отошла на второй план. 

Занятия в мастерской Репина полностью раскрыли графический талант начинающего художника.

Зимой 1898-1899 Билибин посещает в Петербурге большую выставку В.М. Васнецова. Работы настолько его потрясли и вдохновили, что уже летом он создал первые иллюстрации к русским сказкам.

Акварельные работы к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» отличались затейливым рисунком и декоративностью.

Художественными опытами молодого человека заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг, решившая выпустить серию русских сказок. Своему новому заказу Билибин посвятил около четырёх лет. 

Работал художник медленно и кропотливо, за день выполняя не более пяти квадратных сантиметров иллюстрации. В картинках он стремился гармонично соединить волшебный мир сказки с миром реальности, наполняя произведения не только жанровыми сюжетами, но и лирическими образами русской природы и былинной старины. Каждый лист, изображающий тот или иной момент повествования, обведён неширокой рамкой наподобие раскрашенного оконного наличника; внутри неё художник разрабатывал самостоятельный орнаментальный мотив, в котором стремился передать эмоциональное состояние сюжета. 

В 1900 молодой художник окончил юридический факультет и продолжил художественное образование. 

В последующие два года Билибин иллюстрирует сказки «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Белая уточка».

 

В это же время мастер впервые применяет приём совмещения нескольких точек зрения. 

Сказки с картинками Билибина печатались огромными тиражами и расходились по всей России. Художник-сказочник приобрёл известность как создатель особого типа иллюстрированной книги. 

Кроме русских народных сказок Билибин иллюстрирует Пушкина, а также создаёт серию карикатур по мотивам русских пословиц. Картинки к «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина отличаются особой эмоциональной выразительностью и юмором. 

Иван Яковлевич стал первым в России мастером этнографической фотографии. Его снимки публикуются в специальном отделе журнала «Мир искусства», а затем в многотомных научных изданиях. 

Начиная с 1908 года Билибин серьёзно занимается театральной живописью. В частности, им выполнены эскизы театральных костюмов и декораций для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленной на сцене частной русской оперы Мамонтова. 

Во время революции 1905-1907 художник занимается карикатурой, но, не понимая происходящих событий, вновь возвращается к оформлению сказок.

В начале осени 1917 года Билибин сначала уезжает в Крым, а затем уплывает за границу. В Египте мастеру приходилось зарабатывать на жизнь рисованием портретов. Находясь под впечатлением от восточной культуры, он выполняет серию иллюстраций к сказкам «Тысячи и одной ночи».

В Париже, куда Билибин переезжает в 1925 году, он оформляет балеты, создаёт многочисленные декорации к оперным постановкам.

Однако художника настолько тянуло в Россию, что в 1936 году он возвращается в Петербург. Здесь он целиком сосредоточивается на книжной иллюстрации.

Умер Билибин в 1942 году во время Блокады Ленинграда.

 

Литература:

– Голынец Г.В. Иван Яковлевич Билибин. – М.: Изобразительное искусство, 1972.

– Гордеева М. Великие художники. Иван Билибин. –  М.: ИД Комсомольская Правда, 2010.

– Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. – М.: Искусство, 1969.



Поделиться:
Дата публикации: 14 октября, 2020 [10:57]
Дата изменения: 14 октября, 2020 [11:23]