[Версия для печати]

С пером в руке, с любовью в сердце

3 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Нагибина – писателя яркого и противоречивого.

XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в тяжёлые моменты российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни народа.

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отец, Кирилл Нагибин, стал жертвой сталинских репрессий и был расстрелян за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребенка – адвокат Марк Левенталь, друг её мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский, вспоминал о Каневской: «Ксения Алексеевна <...> была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала».

В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Её супругом стал писатель Яков Рыкачёв.

Позже, уже в начале пятидесятых годов, Нагибин рассказал о судьбе отца в повести «Встань и иди». Он создал её для себя, не надеясь на публикацию. Но в 1987 году ему удаётся напечатать эту повесть-исповедь сына перед памятью отца. Он с горечью напишет о том, что не смог понять до конца самого близкого человека, стесняясь своего прошлого.  За это произведение в 1989 году писатель получил венецианскую премию «Золотой лев».

Нагибин не сразу нашёл себя, своё призвание. В юности ему нравился спорт, в частности футбол, в котором молодому человеку прочили большое будущее. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором. Первая попытка написать рассказ оказалась неудачной, но сам процесс писательства захватил юношу.

Однако после окончания школы, исполняя желание матери, он поступил в медицинский институт, но обучение продлилось до конца первой сессии. В это время во ВГИКе открывается приём на сценарный факультет, куда Нагибин проходит. Учёба даётся ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей – сколько угодно.

В 1940 году в журнале «Огонёк» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 — «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь». В свободное от учебы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах.

Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, а записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вёл радиопередачи. Был корреспондентом газеты «Soldaten-Front-Zeitung» («Фронтовая солдатская газета»). Она издавалась на немецком языке и вместе с листовками забрасывалась в расположение противника «кукурузниками» и летевшими на бомбежку бомбардировщиками. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени. На Волховском фронте Нагибин вёл регулярные записи, которые впоследствии главой «Волховская тетрадь» вошли в посмертный, мемуарно-публицистический «Дневник» – лучшее, самое откровенное произведение писателя.

В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса.

В газете «Труд» Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта». Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом».

После войны Юрий Маркович Нагибин много ездил по стране, в основном по сельской местности. Трудная судьба сельчан станет сюжетом предельно достоверных фильмов, снятых по его сценариям, – «Председатель», где в главной роли снимался М. Ульянов, и «Бабье царство».

Середина 1950-х была для него очень плодотворной: один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной».

Однажды по приглашению своего друга Юрий Нагибин едет в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема входит в его жизнь и творчество. Написаны сборники рассказов: «Погоня. Мещерские были» (1963), «Зелёная птица с красной головой» (1966).

Юрий Нагибин был профессиональным киносценаристом. Он часто писал сюжеты будущих фильмов на основе своих произведений и стал автором около сорока сценариев. Среди них не только остросоциальные картины, но и биографические фильмы – «Чайковский» (1970), «Ярослав Домбровский» (1976), «Дерсу Узала», сценарий которого он написал совместно с японским режиссером Акирой Куросавой. Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Тонкой и хрупкой детской психологии посвящена картина «Девочка и эхо» (1965), сценарий которой был также написан в соавторстве.

Множество картин, которые были сняты по сценариям Юрия Марковича Нагибина, получали призы международных кинофестивалей, хотя советская критика практически не писала об этом. Среди причин события, произошедшие в 1966 году. Нагибин вместе с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Варламом Шаламовым и многими другими советскими поэтами и прозаиками Нагибин подписал «письмо 62-х» с требованием освободить писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, которых осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в произведениях. Это вызвало недовольство властей и руководства Союза писателей СССР. Поэтому его произведения подвергались резкой критике, а некоторые просто не доходили до читателей.

Была и другая причина, почему Нагибин не входил в число видных и преуспевающих советских писателей. Он в основном писал о природе, а эта тема интересовала немногих, хотя его рассказы поднимали важные жизненные проблемы. Еще в 1955 году Нагибин написал рассказ «Зимний дуб», в котором сумел поставить сразу несколько вопросов: о взаимоотношениях людей с природой, об истинных и мнимых ценностях, о значимости душевного равновесия внутри каждого человека.

В 1980-х Нагибин продолжал писать детские произведения. Вместе с Ниной Соротокиной и Светланой Дружининой он создал сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». На телевидении выходили программы писателя, посвященные жизни Михаила Лермонтова, Николая Лескова и Сергея Аксакова. В эти же годы Нагибин увлёкся историей. Он создал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях.

Последние годы жизни Нагибин вместе с женой провел в Италии. Несколько раз он выступал с лекциями по русской литературе в университетах США. В эти же годы писатель работал над книгами воспоминаний «Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» и «Дневник». Сам писатель говорил: «Через меня, как через каждого человека, отваживающегося жить, а не тлеть, говорить, а не молчать в тряпочку, отражается время, эпоха…

Юрий Нагибин умер 17 июня 1994 года. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

При подготовке статьи использовалась литература:

– Кто есть кто в мире/ Гл. ред. Г.П. Шалаева. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
– Нагибин Юрий Маркович. Дневник / Юрий Нагибин. - Москва: РИПОЛ классик, 2009.
– Нагибин Ю. Война с черного хода. Волховская тетрадь // Дружба народов. – 1992. – № 5-6. – С. 119-143.
– Портал «КультураРФ» https://www.culture.ru/persons/10284/yurii-nagibin
– Советские писатели: автобиографии. Т. 5 / сост. Б.Я. Брайнина, сост. А.Н. Дмитриева. – Москва: Художественная литература, 1988.
– Тюрин В.В. Слово правды через фронт // Тюрин В.В. На земле Садко. – Л.: Лениздат, 1986. – С. 251-256.

Фото из открытых источников
 



Поделиться:
Дата публикации: 06 мая, 2020 [14:11]
Дата изменения: 04 июня, 2020 [09:43]