[Версия для печати]

Поэт пушкинской плеяды

«И ввек того не приобресть, чего нам не дано природой»

 

Русский поэт Евгений Абрамович Баратынский (настоящая фамилия – Боратынский), отличаясь исключительной скромностью, не был склонен переоценивать своё дарование, пожалуй, даже недооценивал его. Обычно среди поэтов распространено обратное явление, и далеко не всякий напишет о себе так:

Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

Он жил и творил рядом с Пушкиным и порою казался померкшим в тени своего великого собрата. Но сам Пушкин ставил его очень высоко: «Он шёл своей дорогой один и независим». Выше всего оценивал Александр Сергеевич элегии Баратынского. В одном из писем к П.А. Вяземскому (2 января 1822 года) Пушкин восторженно восклицает: «Но каков Баратынский! Признаться, он превзойдёт и Парни, и Батюшкова – если впредь зашагает, как шагал до сих пор – ведь 23 года счастливцу. Оставим всё ему эротическое поприще и кинемся каждый в свою сторону, а то спасенья нет».

Вершиной творческого достижения Баратынского является его «Признание», заслужившее восторженный отзыв Пушкина: «Баратынский – прелесть и чудо. «Признание» – совершенство».

Жизнь поэта была далеко не безоблачной, хотя и не столь трагичной, как у многих его друзей. Начало пути не предвещало ему никаких бурь. Он родился 19 февраля 1800 года (2 марта по новому стилю) в селе Мара Тамбовской губернии. Его родители – генерал-лейтенант в отставке Абрам Андреевич и Александра Фёдоровна – переехали в своё степное поместье за год до появления у них первенца, после того, как А.А. Боратынский оказался в немилости у Павла I (несмотря на многолетнюю службу в Гатчине, Абрам Андреевич сохранил природные достоинства: кротость нрава и обходительность обращения – именно эти качества унаследовал от него старший сын).

К 1810 г. у Боратынских было семь детей: кроме Евгения сыновья Ираклий, Лев, Сергей и дочери София, Наталия, Варвара.

Их воспитанием и обучением ведала Александра Фёдоровна, получившая несравненно более обширное образование, нежели её муж. С 1805 г. вести уроки с детьми помогал гувернер-итальянец Жьячинто Боргезе, ставший вскоре почти членом семьи.

Родители дали юноше прекрасное воспитание и, желая обеспечить ему аристократическую карьеру, определили сына в Пажеский корпус. 

Но пребывание в этом привилегированном учебном заведении закончилось катастрофой. Участие в кружке «благородных мстителей» (деятельность которого состояла в школьных проказах в отношении учителей и воспитателей) привело к преступлению. «Мстители» на квартире у камергера Приклонского, отца одного из них, похищают золотую табакерку с деньгами. В какой степени был причастен к этой краже Баратынский, неизвестно. Но ответил за всех он один, взяв вину на себя по кодексу благородства. Через некоторое время по личному повелению Александра I он был исключен из Пажеского корпуса с запрещением принимать его на гражданскую или военную службу, кроме как простым солдатом. На протяжении многих лет Баратынский восстанавливал своё честное имя.

С 1819 года он был зачислен рядовым в лейб-гвардии егерский полк. Во время службы в Петербурге Баратынский знакомится с А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, Ф. Глинкой, Н. Гнедичем. Тогда же появляются в печати его первые стихи.
В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский сумел показать многообразие эмоционального мира человека. В лучших своих произведениях поэт объясняет чувства конкретного человека, возникшие под влиянием обстоятельств его жизни.

Баратынский пишет стихи и начинает печататься. Первые его произведения несколько зависят от французов, хотя уже начинает звучать свой неповторимый голос.

В 1821 году он создает знаменитую элегию «Разуверение», на текст которой М.И. Глинка написал романс. Эти стихи были едва ли не самым знаменитым произведением поэта.

Разуверение

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Некоторые лирические стихотворения поэта, такие как «Разлука», «Весна! Весна! Как воздух чист...», «Поцелуй», «Возвращение» и др., положены на музыку М.И. Глинкой, А.С. Танеевым, К.П. Вильбоа, А.С. Даргомыжским, О. Строком и живут теперь своей, отдельной от автора жизнью.

В 1820 году Баратынский продолжил службу в Финляндии. За год к Боратынскому пришла слава: за это время им было написано и напечатано 20 стихотворений и поэма «Пиры». 26 января 1820 г. он был принят членом-корреспондентом в Вольное общество любителей российской словесности, и как минимум 9 его произведений были читаны в обществе и одобрены к публикации. Именно в этот год сформировалась устойчивая система понятий о жизни, определявшая его самосознание до конца дней. В основе этой системы: сознание своей отчужденности от общей жизни, сознание избранности, замкнутость на процессе творчества, установка на философическое обобщение, обратимость ответов и относительность истин.

Неустанные хлопоты о получении офицерского чина, что дало бы возможность выйти в отставку, наконец-то увенчались успехом. В 1825 году после поручительства Д. Давыдова и А. Тургенева Баратынский получил чин прапорщика, оставил военную службу и поселился в Москве. Здесь в 1827 году вышел сборник стихов первого десятилетия его творчества.

С этим же временем совпадает душевный перелом, связанный с арестом и гибелью многих друзей. Хотя Баратынский и не принадлежал к декабристам, но разделял многие их мнения и по-человечески был привязан к некоторым из близких ему товарищей.

Литературная деятельность поэта остается интенсивной и разнообразной. Пушкин высоко оценивает эпиграммы Баратынского: «Улыбнувшись ей как острому слову, мы с наслаждением перечитываем её как произведение искусства».

И ты поэт – и он поэт:
Но меж тобой и им различие находят:
Твои стихи в печать выходят;
Его стихи – выходят в свет.

В 1835 году вышло второе издание произведений поэта, а в 1842 году был издан сборник «Сумерки», в который вошли стихи 30-40-х годов. Баратынский был твердо убежден в том, что поэтический дар нужен людям, иначе он бесполезен. Но поэт верно уловил болезнь своего времени, которая заключалась в приверженности к «корысти», к «насущному и полезному». Он не видел способов избавиться от этой болезни, и поэтому в его стихах звучат боль и отчаяние.

В 1843 году Евгений Абрамович Баратынский уезжает за границу. Из путешествия по Европе он предполагал вернуться «исцеленным от многих предубеждений и с полной снисходительностью к некоторым нашим недостаткам, которые мы часто с удовольствием преувеличиваем». Эти настроения ощущаются в произведениях того времени, особенно в стихотворении «Пироскаф» (1844). Но им не суждено было стать началом нового этапа творческого пути поэта. Баратынский скоропостижно скончался 29 июля 1844 года в Неаполе. Только через год тело его было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких друзей предано земле.

Мало кто откликнулся на смерть поэта. Только В.Г. Белинский сказал тогда: «Мыслящий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что найдет в них человека - предмет вечно интересный для человека».

О правописании фамилии поэта

Фамилия поэта, как известно, пишется с разночтениями. В частных письмах он сам и почти все его родственники обычно ставили в 1-м слоге – о, в последнем – i: Боратынскiй. В произведениях, опубликованных при его жизни за полной подписью, – в журналах, альманахах, в собраниях стихотворений 1827 и 1835 гг. и в отдельных изданиях поэм «Пиры», «Эда» (1826), «Бал» (1828), «Наложница» (1831) – в первом слоге его фамилии – а, в последнем – i: Боратынскiй. Исключение составляют одна из первых журнальных публикаций (1819, март, 14) и последний сборник стихотворений «Сумерки» (1842), где фамилия означена через о в первом слоге: Боратынскiй. В официальных бумагах Пажеского корпуса, л.-гв. Егерского полка, Отдельного Финляндского корпуса, Межевой канцелярии его именовали, а иногда и сам он подписывался: Боратынскiй. Так же писали его фамилию друзья и знакомые. Традиция правописания фамилии поэта с «а» в первом слоге сохранялась после его смерти на протяжении всей второй половины XIX в., благо эта традиция была поддержана его собственными сыновьями: подготовленные ими первые посмертные собрания сочинений отца назывались «Сочинения Евгения Абрамовича Баратынскаго».

Рекомендуем!
О том, как читать произведения Е.А. Баратынского, рассказывает журнал Arzamas
 https://arzamas.academy/mag/797-baratynsky

Источники:
– Кто есть кто в мире/ Гл. ред. Г.П. Шалаева. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
– Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского / Сост. А.М. Песков. – М., 1998.
– Невзглядова Е. На высоте всех опытов и дум. К 200-летию со дня рождения Е.А. Баратынского // Звезда. – 2000. - № 2.

Источник фото



Поделиться:
Дата публикации: 15 апреля, 2020 [08:50]
Дата изменения: 15 апреля, 2020 [09:17]