[Версия для печати]

Пространственные образы «Русской поэтической речи – 2016»

Е.А. Смышляев
 
 
Пространство – одна из самых значимых категорий человеческого бытия. Каждый факт, историческое событие, художественный памятник, научное открытие, любое явление повседневной жизни неизбежно имеет отношение к пространству. XX и XXI века привнесли много нового в вопросы понимания пространства и сделали его одним из главных объектов изучения. Философия XX века (А. Бергсон, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс, и др.) пытается решить загадки времени и пространства. В науке теория относительности Эйнштейна, квантовая механика, теории времени И. Пригожина и С. Хокинга расширяют представление о времени и пространстве. Появление и активное освоение человеком виртуального пространства (Интернет, IT технологии, массовое распространение ПК, электронных гаджетов и т.д.) также расширило представления современного человека о пространстве, поставив под сомнение существование реальности как таковой. Так, известный культуролог В. Руднев отмечает, что «каждая реальность является виртуальной», поскольку действительный мир «сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами»1.
 
Поэты чутко воспринимают окружающую действительность со всеми её изменениями и выражают свой опыт восприятия пространства в поэтических текстах, создавая образы художественного пространства. Исследование пространственных образов Антологии «Русская поэтическая речь – 2016»дает возможность охарактеризовать и описать художественное пространство в поэтических текстах современных авторов. 
 
Литература – вид искусства, наиболее тесно связанный с пространственными категориями, на что неоднократно указывали многие ученые (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, В.Е. Хализев, и т.д.). Актуальность изучения образов пространства в литературном тексте отмечает В.Н. Топоров: «Само пространство и его заполнение, существенным образом предопределяемое, образуют род некой «перво-матрицы», которая в конечном счете была «родиной» художественного»3
 
Целью данной статьи будет выявить семантику пространственных образов Антологии «РПР – 2016». Для этого мы выделим и классифицируем наиболее частотные и художественно значимые пространственные образы, условно разделив их на три группы:
 
- соотносимые с реальным пространством (образы города, дома);
- мифопоэтические пространственные образы (леса, реки, подземелья), характеризующиеся включением в художественный текст мифологических элементов: героев, мотивом тем, мифологем, архетипов;
- относящиеся к ирреальному пространству (образы сна, пустоты).
 
Прежде чем мы перейдем к анализу и классификации пространственных образов, следует отметить, что пространственные образы не всегда устойчивы и одно пространство может совмещаться с другим в рамках одного и того же поэтического текста: «Хронотопы могут включаться друг в друга, сосуществовать, переплетаться, сменяться, сопоставляться, противопоставляться или находиться в более сложных взаимоотношениях <...>»4. Тем не менее, можно выделить «доминантные» (М.М. Бахтин) пространственные образы, определяющие характер пространственных отношений в пределах определённого текста. 
 
Образы реального пространства
 
Образы реального пространства в Антологии анонимных текстов представляют собой интерпретацию пространства, которое можно соотнести с объективной реальностью. Соотнесение это весьма условно, поскольку художественное пространство не есть пространство реальное. Оно во многом зависит от авторских представлений о мире реальном, авторской картины мира. Образы реального пространства поэтических текстов Антологии принадлежат не реальности, а её восприятию. 
 
Одним из самых частотных и значимых образов пространства как для Антологии «РПР – 2016», так и в целом для современной литературы является образ города. Современные поэты живут и творят в пространстве городской среды. Город выступает как средоточие культуры, как сложный социальный механизм, как пространство особого языка и речи. Образ города в поэтических текстах Антологии коррелирует с образом Вселенной как вместилища всех смыслов, существующих миров:
 
Мой новый Троцкий проспектом прошёл по Свердловску
по улице Ленина непринуждённо, временно
свернул в сторону цирка из кармана достал циркуль
и начертил на стене, на углу дома, схему Вселенной из двух улиц<…>5  
 
Несмотря на замкнутость и ограниченность пространства («от окраины до окраины»6), город в тексте представлен как сложный схематичный механизм. Сложноустроенность городского пространства в тексте выражается через совмещение исторического прошлого города с его настоящим: «новый Троцкий» – очевидно, историзм, обозначающий предыдущее название улицы 8 Марта в Екатеринбурге (Свердловске) – улица Троцкого. Как отмечает Ю.М. Лотман, «план города, наименования улиц и тысячи других реликтов прошедших эпох выступают как кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты исторического прошлого. Город – механизм, постоянно заново рождающий свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно»7. В некоторых текстах Антологии поэты демонстрируют потерю связи с историческим и культурным прошлым, городским наследием через забывание или незнание имен деятелей, в честь которых была названа та или иная улица: 
 
искать переулок Ч. Белинского располагающийся на карте
рядом с другим переулком и так бесконечно множить разные
 сущности
страх порождает сон маршрутка сипит слепым колесом <…>
<…>кто такой Ч. Белинский8  теперь никому не страшно загадывай<…>9  
 
А за воротами страшная улица Брейгеля,
Из темноты кто-то шепчет мне: «Милая, вывези».
Я отвечаю, простите, сама тут не местная <…>10  
 
Город или его часть (улица, переулок), теряя имя, выпадает из реальности, возвращается в состояния хаоса, необустроенности. Герои, попадая в подобные пространства, бесцельно блуждают в них:
 
Весь город этой светошумовой.
Смотри, куда верчу я головой,
над чем я провожу сейчас рукой – 
над пустотой, над тёмным детским садом,
над городом по имени Другой,
над адом11.
 
Любой город как социокультурный феномен может быть рассмотрен семиотически и прочитан как текст. Как отмечает В.Н. Топоров, «текст пространственен (т.е. он обладает признаком пространственности, размещается в «реальном» пространстве, как это свойственно большинству сообщений, составляющих основной фонд человеческой культуры) и пространство есть текст (т. е. пространство как таковое может быть понято как сообщение)»12. Тесная связь между текстом и пространством выражается поэтами в образе города-текста. Организация городского пространства в текстах авторов Антологии «РПР – 2016» уподобляется организации пространства печатного текста книги (шрифт, опечатки, строка):
 
Шагая шрифтами брусчатки, 
дивись роскошествам изданий, 
лови грешки и опечатки
на лицах жителей и зданий13
 
не переулок, но – проспекты, улицы,
огни… А ты – ступай за мной, строка!14  
 
Город наделяется чертами и образными характеристиками написанных про него литературных текстов, несущих на себе отражение «идеи города» (В. Топоров). Так, лондонский текст отражает идеи и образность Диккенса, который считается родоначальником городского текста в английской литературе. Парижский текст литературы ассоциативно связан с произведениями Ф. Рабле, В. Гюго, О. Бальзака и Э. Золя: 
 
броди и вчитывайся в Лондон –
том Диккенса с закладкой Темзы15
 
И Париж куда хотят опять,
всегда хотят
сказочный город
в него входят как в сказочное зеркало
в котором раскрытая, поставленная стоймя книга
превращается в город
воздвигнутый Рабле Бальзаком Гюго Золя
и прочими <…>16  
 
Важными элементами создания образности города в текстах современных поэтов является парциальность и мозаичность. Подобные приёмы позволяют читателю (и самому автору) осмыслить пространство с помощью сопоставления мелких деталей: 
Так летят за годами года
добывается рифмы руда
а над городом небо – слюда 
облака за скирдою скирда
парафиновых гор гряда
и стеклянная в лужах вода
и река из асбестовых льдин
там не верят что есть города 
где обходятся люди без рифмы 17
 
Многослойность культурного пространства города зачастую передаётся авторами с помощью модернистского приёма потока сознания. Это выражается в потере логической связи предложений между собой и разрушении синтаксических структур. Шум мегаполиса сливается с многовековым гулом различных культур, сконцентрированных в пространстве города:
 
В Москве, так вышло, 
в стене Донского: 
«Мария Александровна Ишимцева 
из Иркутска» 
Была дощечка – белый 
цвета яйца в тени– 
мрамор. В метро – 
на тех станциях, 
что сооружались до Второй мировой, 
были подобные (с датой открытия) – 
хорошего, мне представлялось, вкуса18
 
Образ города в Антологии «РПР – 2016» несмотря на множественные отсылки к реальным городам и топонимам является собирательным, отвлечённым. Образ города отталкивается от реального географического пространства, но всегда обогащается ассоциативными образами, связанными с самоидентификацией автора и индивидуальным авторским восприятием пространства, зачастую меняющимися в процессе написания текста.
 
Не менее значимым образом реального пространства в Антологии анонимных текстов является образ дома. Традиционное восприятие дома как «родного уголка мира, как первомира»19 разрушается. Образ дома в поэтических текстах авторов Антологии «РПР – 2016» наделяется негативными характеристиками, становится чужеродным, покинутым пространством. Чужеродность и непригодность дома для жизни подчёркивается через описание пространства как холодного, тёмного, морозного, неотапливаемого: 
<…>да и в доме холодно...20 
 
<…>посреди глинобитных сумерек, 
в пустом неотапливаемом доме 
с полуобвалившимися стенами <…>21 
 
А в доме тесно и темно,
глаза себя страшатся, но
просторно тишине морозной,
где сердцем бездны коматозной
встаёт с крестом в груди окно22
 
Образ окна является важным пространственным признаком дома. Оно, как и дверь, и порог, разграничивает пространство внутреннее (пространство дома, связанного с внутренним миром лирического героя) и пространство внешнее. Агрессивность внешнего мира подчёркивается в поэтических текстах авторов Антологии пугающими экзистенциальными образами:
за окном кричит человек
страшно надрывно<…>23
 
вьюжные космы медвежьей шерсти
вздыблены за окном<…>24  
 
Окно также является символом портала в иные миры, ирреальные пространства. В текстах «РПР – 2016» это порталы в пространство пустоты («одна пустота за окном»25), воспоминаний, сна («Спят за окном поля / В памяти нутряной»26), а также входа в виртуальное пространство – Интернет:
 
Сидишь у окна,
За которым неслышно
Струится свет.
Почти не вижу тебя.
Разговариваем.
Скайп прислушивается
К нам27
 
В приведённом выше примере окно имеет два значения, первое из которого прямое – окно как часть дома, отверстие в стене, пропускающее свет, второе является переносным – окно браузера (программа для просмотра страниц в интернете), окно Windows (операционная компьютерная система), с открытой в нем программой «Скайп». 
 
Образ дома детства рождает воспоминания, связанные с детскими психологическими травмами, наказаниями:
 
туфельки поистреплешь
будешь дома сидеть
в тёмном голодном доме
с низким хрущёвским потолком28 
 
Дом детства также рисуется в тёмных тонах. Через воспоминания, которые, как правило, ассоциативно связаны с предметами из детства или возвращением в отчий дом, воспроизводится мотив потерянного рая: 
 
судорожно сновиденье,
всходят подсолнухи детства.
Пыль, паутина, заброшенный дом29.
 
Образ дома во многом характеризует его владельца (автора), многое говорит о его внутреннем мире. Так, мы можем обнаружить в поэтических текстах явную пустотность, беспризорность современного человека, которая выражается через соотнесения человека с образом дома. В известном исследовании «Поэтика пространства» Г. Башляр отмечает, что «человек, нашедший кров, сенсибилизирует границы своего убежища. Он обживает дом в его реальности и виртуальности, в мыслях и в грезах»30:
 
<…>за гранью того, что было самим человеком –
как запустелый заброшенный дом,
который с уходом людей
становится страшной ореховой скорлупой,
оболочкой, в которой гнездятся ночные кошмары <…>31  
 
Поиск дома-крова, как некоего символа счастья, уюта, семейного очага зачастую выражается в поэтических текстах через описание элементов быта, которые становятся маркерами обжитости пространства: 
 
там за домами – небо
цветом схожее
с цветом стены душевой
в общежитии
 
от кого-то в толпе тем временем
вдруг пахнуло
застиранными простынями
и стало казаться что счастье –
что это счастье<…>32  
 
Застиранные простыни становятся символом заботы, уюта, счастья, которого не хватает лирическому герою. Счастье мыслится возможным вне зависимости от материальных благ: «разве не прекрасен самый скромный дом, увиденный сквозь призму души?»33
Образ дома в поэтических текстах авторов Антологии «РПР – 2016» из объекта превращается в субъект, обладает достаточной самостоятельностью, которая выражается в возможностях дома вытеснять из своего пространства его обитателей или даже саму свою собственную сущность:
 
дом покидает дом
комнаты выходят из комнат<…>34  
 
Образ дома утрачивает свои реальные черты в текстах современных поэтов, что выражается, например, в необычных материалах, из которых «построен» дом:
Дом из пыли, если в нём
пыльный мальчик, над огнём <…>35  
<…>дом тумана просторен солью щеки<…>36  
 
Образ дома в текстах авторов Антологии анонимных текстов отходит от традиционной символики дома как крепости и спасительного приюта, родового гнезда. Образ дома тяготеет к ирреальному пространству, наполненному холодом, пылью, темнотой. Дом становится чужеродным элементом, в котором его обитатель особо остро ощущает экзистенциальность бытия, конечность своей жизни и одиночество. 
 
Реальное пространство поэтических текстов Антологии номинативно. Образы города и дома в поэтических текстах в первую очередь являются трансляторами индивидуальных авторских ощущений от окружающего его пространства.
 
Мифопоэтические образы пространства

Пространственное мышление человека напрямую связано с понятием мифа. В исследовании «Метагеография: пространство образов и образы пространства» культуролог Д.Н. Замятин отмечает, что «сакральное пространство и его «первоточка» так или иначе связаны с реальным географическим пространством, а эта связь требует адекватного ей выражения»37. Миф в поэтических текстах авторов Антологии «РПР – 2016» нацелен на осмысление окружающего мира в его целостности. 
 
Ощущение тщетности бытия, разочарование в пространстве объективной реальности, продемонстрированное нами выше, в анализе образов пространства города и дома, мотивирует современных авторов на перекодировку реальности, её реорганизацию посредством использования мифологических образов. Так, через мифопоэтический образ леса поэтами актуализируется тема постоянного перерождения, возобновления и возвращения в лоно природы: 
 
<…> хрупкая лесная трава
ледяная трава
просыпайся
время давать имена
травам корням животным<…>38 
 
Пробуждение ото сна, как отмечает М. Элиаде, «имеет сотериологическое значение. <…> Сон и Смерть, Гипнос и Танатос – два брата близнеца»39. За пробуждением – спасением, согласно канону, следует возобновление и переосмысление жизни. Возобновление в приведённом поэтическом тексте происходит через переименование вещей. Давая имя, автор выступает в роли демиурга, создателя, упорядочивающего безымянное первобытное дремучее пространство, формирующего космос из хаоса. Мифопоэтический образ леса также является местом пребывания сил, враждебных человеку: 
 
Грозно оскалило зубы
лесное лохматое войско –
лисы медведи волки <…>40 
 
Мифопоэтический образ реки у авторов Антологии наиболее часто связан с мифической рекой Летой, символом забвения: 
<…>Их обтекает лениво 
река забвения Лета41 
 
<…>вода спит в низинах между кустами обрывки загадки
в решете памяти воду не носит ветер
сжаты листы спит лиса засохшая Лета<…>42 
 
Забвение является «неотъемлемой частью царства смерти»43. Потеря памяти, забывание своего прошлого (исторического или первоначального) сопоставимо в мифологической системе со смертью. 
 
Образ реки является также образом границы между миром живых и миром мертвых (река Стикс), подземным хтоническим царством и царством земным:
 
сразу обрыв кубарем вниз к реке
сказано же не оглядывайся забудь
не оглядывайся никогда44 
 
Наказ «не оглядывайся» в приведённом выше отрывке из поэтического текста Антологии «РПР – 2016» является аллюзией на миф об Орфее, спустившемся в царство Аида за Эвридикой.
 
Хтоническое пространство подземелий, в которых блуждают потерянные души, в поэтических текстах современных авторов часто соотносится с образом реального пространства – метро: 
 
Мраморные берега станций метро,
браслеты света в чёрном рукаве<…>45 
 
Пространственное мышление современных авторов ориентированно на осмысление, в первую очередь, своего внутреннего мира. Запутанное, лабиринтообразное подземное царство метрополитена соотносится с лабиринтом сознания. Лабиринт в поэтических текстах Антологии «РПР» является символом не только потерянности пространства, но и поиска человеком самого себя:
 
<…>входов и
выходов  в метро и из метро
этими картами   можно
пользоваться,   чтобы
не  заблудиться   в
себе<…>46 
 
Мифологическое пространство наделяется чертами пространства реального, происходит своеобразная «материализация». Автор заполняет пространство мифа существующими географическими и топонимическими объектами, приближая миф к реальности, создавая у читателя ощущение non-fiction, причастности к происходящему, правдивости всего описанного:
 
огоньки света
застыли
 на улице   Леты,
что ведёт    от кремля деревянного
туда, где    земля
  оловянная<…>47  
 
Для авторов Антологии «РПР – 2016» характерен «пан-знаковый подход»48 к реальности. Мир воспринимается авторами как текст, вещь как знак. Поэты загромождают свои произведения различными образами и символами, относящимися к различным пластам культуры:
 
модные ВИА магнитофон знаменитые джинсы
из какого сора растут говоришь ты отвечаю из грязи
смешные слова улыбка несмелые взгляды 
я не помню когда это было назавтра через неделю
не у кого спросить все разбрелись далеко и навечно 
дочь не знает не хочет знать у меня пересохло в горле 
дай напиться глоток кефира из Леты49  
 
Ведущей чертой современной литературы, по мнению М. Эпштейна, является сложная связь ассоциаций, восходящих к различным пластам культуры, к мифологическим праосновам; здесь каждый образ имеет не одну, а целый «перечень причин»50. Принцип совмещения несовместимого, тяготение к сложному метафоризму, гиперболам, аллегоричность мифопоэтической образности отображает влияние на авторов Антологии «РПР – 2016» художественного направления необарокко. 
 
Образы ирреального пространства
 
В данной части нашей статьи мы рассмотрим пространственные образы, существующие, по большей части, лишь в воображении творца. Несомненно, образы ирреального, ментально-метафизического пространства связаны с объективной реальностью, которую, так или иначе, воспринимает автор. 
 
Одним из главных образов пространства в «РПР – 2016» становится ирреальный образ пустоты. Как отмечает исследователь лингвокультуры XX века Н. Суродина «<...>в лингвокультуре XX века реальную силу приобретает некий феномен, на первый взгляд, существующий в ментальном пространстве. Это не Небытие и не Ничто. Этому есть особое слово – пустота»51. Причины актуализации образа пустоты в поэтических текстах Антологии «РПР – 2016» кроются всё в том же взаимоотношении лирического героя с окружающим миром. Через образ пустоты поэтами подчеркивается бессмысленность пространства и вещей, наполняющих его: 
 
<…>В неминуемом родстве,
На бессмысленном посту...
И невидимая масса
Погружается в пространство,
Искривляя пустоту52.
 
думала что вперёд а оказалось
к нулю
к пустоте предметов
к бессмысленности очертаний53  
 
Значительное влияние на образ пустоты в творчестве современных авторов оказывает поэтика И. Бродского. В его художественном мире образ пустоты является важнейшим элементом. «<...>поэтическое слово в стихах И. Бродского рождено пустотой и обращено к пустоте»54. Как и в поэтических текстах И. Бродского, во многих текстах авторов Антологии «РПР – 2016» пустота коррелирует с одиночеством человека. Мир изображается как пустота, в котором нет других людей: 
 
<…>и не осталось больше ничего –
и пустоту уже не взять в объятья55.
 
В то же время, в поэтических текстах Антологии анонимных текстов прослеживается тенденция ухода от образа пустоты, её отрицание:
<…>на ветке панцирь черепаший,
в нём пустота, которой нет56.
 
<…>идёт собака нюхает пространство
поскольку отрицает пустоту57  
 
Стук сердца – тут-не-тут и ты-не-ты.
Нет пустоты58
 
Такая позиция в текстах современных авторов с одной стороны демонстрирует переосмысление категории реальности, отменённой постмодернизмом: «<...>постмодернизм отменяет саму категорию реальности – обнаружив на ее месте броуново движение, хаос симулякров, копий без оригинала, подражаний подражаниям»59. С другой стороны интенсифицируется значение пространственного образа пустоты через отрицание отрицания. 
 
Образ сна – один из самых актуальных образов литературы, не теряющий своей значимости на протяжении всей истории. В XX веке произошла особая актуализация образа сна в искусстве и литературе. В первую очередь это было связано с развитием психоаналитического учения К. Г. Юнга и З. Фрейда, которое открыло для художников и писателей новое пространство – пространство бессознательного, в котором была возможна стыковка реальности и иллюзии. В поэтических текстах авторов Антологии «РПР – 2016» образ сна наделяется чертами сюрреализма. Образы изображаются фантасмагоричными, ирреальными, символичными, зачастую связанными с архетипами сознания: 
 
снились жаберные щели,
плавники как из ведра,
бессловесных сообщений
красно-чёрная икра60.
 
Сон образует свое пространство, свой хронотоп, который даёт возможность внести в пространство реальности новые смыслы. Хронотоп сна также может перемешиваться с хронотопом реальности, влиять на него, подчинять его себе. Хронотоп сна может быть агрессивным, т.е. поглощать хронотоп реальности. Авторы «РПР – 2016» организуют подобные хронотопы с помощью детализации реального пространства, которое постепенно начинает крошиться, разрушаться вместе с синтаксисом и логической конструкцией текста. Такие сны, как правило, заканчиваются не пробуждением, а падением в пространство сна во сне, в сонный паралич:
 
ты если бы заснул и спал
 
то видел бы четвёртый сон
во сне своём восьмом:
 
тяжёлая московская сирень
пропитанная утренним дождём начавшимся вдруг, возле сцены, 
вспыхивающей неизвестно
как от не выгоревшего за ночь, загоревавшего на рассвете и вот 
вот-вот, вот-вот61  
 
Образ сна в поэтических текстах «РПР – 2016» выступает как вторая реальность, которая может как дополнять реальность первую, так и ставить её под сомнение. Поэты, обращаясь к образу сна, актуализируют важный для современного человека вопрос: что есть реальность? 
 
Итак, проанализировав образы пространства Антологии «РПР – 2016» мы пришли к следующим выводам: 
 
Реальное пространство поэтических текстов Антологии номинативно. Образы города и дома в поэтических текстах в первую очередь являются трансляторами индивидуальных авторских ощущений окружающего пространства. Образ города отталкивается от реального географического пространства, но всегда обогащается ассоциативными образами, связанными с самоидентификацией автора и индивидуальным авторским восприятием пространства. Образ дома отходит от традиционной символики дома как крепости и спасительного приюта, родового гнезда, становится чужеродным элементом, в котором его обитатель особо остро ощущает экзистенциальность бытия, конечность своей жизни и одиночество.
 
Мифологическое пространство наделяется чертами пространства реального, происходит своеобразная материализация. Автор заполняет пространство мифа существующими географическими и топонимическими объектами, приближая миф к реальности.
 
Ирреальное пространственные образы сна и пустоты подражают и подменяют реальные пространственные образы, ставя под сомнение существование реальности как таковой. Образ пустоты подчеркивает бессмысленность пространства и вещей, наполняющих его. Образ сна выступает как вторая реальность, которая как дополняет, так и ставит под сомнение первую. 
 
Несмотря на синкретизм и переплетение различных пространственных образов в поэтических текстах авторов Антологии, мы можем выделить доминантные пространственные образы как внутри отдельно текста, так и внутри отдельной главы Антологии «РПР – 2016». Итоги подсчёта приведены в диаграмме: 
 
 
Частотность обращения авторов «РПР – 2016» к реальным пространственным образам говорит о значимости объективной реальности для современного человека. Объективная реальность, так или иначе, понимается поэтами как первичное пространство бытия, потеря связи с которым приведёт к ликвидации вторичных пространственных категорий.
 
Обращаясь к мифам, поэты стараются осмыслить и обжить неизведанные слои реальности, её новые элементы. Ирреальные образы пространства связаны с рефлексией поэтов над средой и являются преломлённым сквозь сознание автора отражением реального пространства, что объясняет небольшой численный разрыв между ирреальными и реальными пространственными образами в поэтических текстах Антологии «РПР – 2016». 
 
Ссылки:
1. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. С. 80
2. Далее по тексту статьи «РПР –2016»
3. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 4
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Худож.лит., 1975. С. 401
5. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 244.
6. Там же. С. 244
7. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Яз. рус. культуры, 1996. С. 282
8. Здесь и далее по тексту статьи подчёркивания мои
9. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 319
10. Там же. С. 162
11. Там же. С. 553
12. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 230
13. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 329
14. Там же. С. 268
15. Там же. С. 329
16. Там же. С. 522
17. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 77
18. Там же. С. 91
19. Башляр. Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с фр. Г.В. Волкова, Н. В. Кислова, М. Ю. Михеев. Москва: Росспэн, 2004. С. 376
20. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С.89
21. Там же. С. 306
22. Там же. С. 28
23. Там же. С. 57
24. Там же. С. 202
25. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С.48
26. Там же. С. 141
27. Там же. С. 124
28. Там же. С. 356
29. Там же. С. 388
30. Башляр. Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с фр. Г. В. Волкова, Н. В. Кислова, М. Ю. Михеев. Москва: Росспэн, 2004. С. 23 
31. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С.54
32. Там же. С. 267
33. Башляр. Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с фр. Г. В. Волкова, Н. В. Кислова, М. Ю. Михеев. Москва: Росспэн, 2004. С. 23
34. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С.559
35. Там же. С. 16
36. Там же. С. 471
37. Замятин, Д. Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. С. 17
38. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 53
39. Элиаде, М. Аспекты мифа / пер. с франц. В. П. Большаков. М.: Академический Проект, 2000. С. 122
40. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 74
41. Там же. С. 74
42. Там же. С. 316
43. Элиаде, М. Аспекты мифа / пер. с франц. В. П. Большаков. М.: Академический Проект, 2000. С.117
44. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С.200
45. Там же. С. 283
46 Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 255
47. Там же. С. 258
48. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950—1990-е годы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. // Т.2: 1968—1990. М.:Академия,2003. С. 424
49. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 316
50. Эпштейн, М. Н. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XXв. М.: Сов. писатель, 1988. С. 149
51. Суродина, Н. Р. Лингвокультурологическое поле концепта «Пустота» (на Материале поэтического языка московских концептуалистов): дис... . канд. филол. наук. Волгоград, ВГПУ, 1999. С. 17
52. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 134
53. Там же. С. 158
54. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950—1990-е годы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. // Т.2: 1968—1990. М.:Академия,2003. С. 661
55. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 293
56. Там же. С. 25
57. Там же. С. 304
58. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 263
59. Липовецкий, М. Н. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма / Знамя.1995.№8. С. 194
60. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 70
61. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов / под ред. М. В. Волковой, В. О. Кальпиди, Д. В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. С. 559
 
Библиография
 
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Худож. лит., 1975. —504 с.
2. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с фр. Г.В. Волкова, Н.В. Кислова, М.Ю. Михеев. Москва: Росспэн, 2004. 376 с. 
3. Замятин Д.Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004.512с.
4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950—1990-е годы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. // Т.2: 1968—1990. М.: Академия,2003. 688с.
5. Липовецкий М.Н. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма / Знамя.1995. №8. С. 194 – 205.
6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Яз. рус. культуры, 1996. — 464с.
7. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384 с.
8. Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных текстов. / под ред. М.В. Волковой, В.О. Кальпиди, Д.В. Кузьмина. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. 568 с. 
9. Суродина Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта «Пустота» (на Материале поэтического языка московских концептуалистов): дис.... канд. филол. наук. Волгоград, ВГПУ, 1999. 186с.
10. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
11. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с франц. В.П. Большаков. М.: Академический Проект, 2000. 222 с. 
12. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XXв. М.: Сов. писатель, 1988. 416с.
 
Смышляев Е. А. Пространственные образы «Русской поэтической речи – 2016» / Е.А. Смышляев // Русская поэтическая речь – 2016. Аналитика: тестирование вслепую. – Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2017. – С. 322–337.
 
 
 
 
Фото к статье из открытых источников.


Поделиться:
Дата публикации: 03 июля, 2018 [14:49]
Дата изменения: 03 июля, 2018 [15:28]