[Версия для печати]

Дуров Лев Константинович, российский актер, режиссер. Годы жизни 1931-2015. Дуров происходит из знаменитой цирковой династии, он является внучатым племянником А. и В. Дуровых и двоюродным братом художественного руководителя «Уголка имени Дурова» Н.Дуровой. Его родители не были связаны с цирком: отец был инженером-взрывником, а мать работала в военно-историческом архиве. Она тоже принадлежала к известному роду, купцов Пастуховых, все представители которого занимались производством обуви.

В детстве Дуров и не помышлял о театре. Он рос в Лефортове, одном из старейших районов Москвы, и, как все мальчишки того времени, мечтал стать летчиком.

В те годы почти в каждой школе существовал драматический кружок, и многие актеры старшего поколения начинали там свою карьеру. Но Дуров считал эти занятия пустым делом, пока однажды не попал на одну из репетиций вместе с приятелем, который буквально насильно затащил его туда. Неожиданно ему понравилось заниматься в драматическом кружке, и не прошло года, как он начал играть главные роли в школьных спектаклях.

В десятом классе Дуров уже твердо знал, что будет поступать только в театральный институт. Поэтому он подал документы сразу в два высших учебных заведения – в школу-студию МХАТа и училище имени Б.Щукина при театре имени Е.Вахтангова. Так получилось, что его приняли в оба.

Дуров выбрал МХАТ и оказался на одном курсе с будущими звездами театра и кино – О.Басилашвили, Т.Дорониной, Е.Евстигнеевым, И.Квашой, М.Козаковым, О.Табаковым. 

Во время учебы на последнем курсе ему предложили поступить в труппу театра. Но О.Ефремов уговорил Дурова пойти вместе с ним в детский театр. В течение нескольких лет он играл животных – пуделя Артемона, Репейника, Чеснока и даже Огурца. Конечно, играть животных очень непросто и не каждый актер мог это делать так талантливо, как это получалось у Дурова, но также как и каждый актер, Дуров мечтал играть героев или хотя бы обычные, человеческие роли. 

Его актерская судьба изменилась после встречи с режиссером А.Эфросом. Они подружились и потом проработали вместе двадцать семь лет. Эфрос переходил из театра в театр, и Дуров следовал за ним. После смерти Эфроса он остался работать в театре на Малой Бронной, куда они тоже пришли вместе. 

Работая в театре, Дуров много  снимался в кино. Его дебют состоялся в 1954 году, когда он сыграл небольшую роль в фильме «Верные друзья». Режиссер М.Калатозов точно угадал специфику дарования Дурова. С тех пор любимым героем актера стал маленький человек. За свою творческую жизнь он, кажется, сыграл этот тип человека в разных ситуациях. Его герою часто не везет, но он все равно стремится доказать всем, что он нужен, что в нем есть что-то хорошее.

На сцене Театра на Малой Бронной актер работал с 1967 года. Именно там он создал самые значительные свои работы. Первой из них стал образ Яго в спектакле «Отелло» по трагедии У.Шекспира. Дуров показал не хрестоматийного злодея, а глубоко несчастного и потому страдающего человека. Конечно, его Яго ненавидит Отелло, но и сам не меньше страдает от этой ненависти. Совершенно по-иному решен образ Сганареля в пьесе «Дон Жуан». Этого классически традиционного хлопотуна Дуров превращает в настоящего философа. Эту роль русского актера высоко оценили профессионалы на театральном фестивале в Югославии. 

Но лучшей из всех своих театральных работ сам Дуров считает роль штабс-капитана Снегирева в пьесе В.Розова «Брат Алеша». Среди других его значимых ролей отмечается образ Медведенко в спектакле «Чайка» по А.Чехову, генерала Иволгина в спектакле «Идиот» по роману Ф.Достоевского и образ Л.Толстого.

И в театральных работах, и в кино Дуров необыкновенно пластичен. Свои физические данные он использует для создания динамичного образа. Актер вполне может забраться на декорацию, перепрыгнут через всю сцену, сделать стойку на руках. Дуров не случайно получает столько предложений сниматься в кино или играть на сцене, ведь режиссеры знают его как разнопланового актера, который очень точно ощущает психологический рисунок каждой роли, будь то мелодрама «Большая перемена», где он сыграл одну из главных ролей, или сказка «Аленький цветочек», или костюмный фильм «Три мушкетера». В Театре современной пьесы Дуров создал образ Санчо Пансы в спектакле «Дон Кихот».

В 1975 году Дуров поступает на Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Закончив их, Дуров практически постоянно сочетал актерскую  работу с режиссурой. Он поставил несколько спектаклей, в том числе – «Обвинительное заключение», «Жестокие игры», «Полонез Огинского», «Дорога в Нью-Йорк» и другие. В последние годы Дуров щедро делился своим опытом с молодыми людьми, которые только начинают постигать азы театрального искусства. Дуров был постоянно чем-то занят, ему никогда не бывало скучно, потому что на это нет времени, а каждую свободную минуту он посвящал своему хобби, начинал что-нибудь вырезать, выпиливать из дерева.

Лев Константинович ушел из жизни ночью 20 августа 2015 года в Москве.  

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Медаль «Защитнику свободной России» (18.08.1993).

Орден Дружбы (9.03.1996).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14.01.2002).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13.12.2011).

Кавалер Золотого Ордена «Меценат» (Международный Благотворительный Фонд «Меценаты Столетия»).

Кавалер Золотого Ордена «Служение Искусству».

Двукратный лауреат Московского международного кинофестиваля за участие в кинофильме «Луной был полон сад» (2000).

Приз за лучшую главную мужскую роль, фильм «Луной был полон сад» (2000, КФ «Созвездие»).

Лауреат премии «Пегас» за участие в кинофильме «Не послать ли нам гонца?».

Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство» (2006).

Источник: Кто есть кто в мире/Гл.ред. Г.П.Шалаева. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.



Поделиться:
Дата публикации: 19 декабря, 2016 [13:21]
Дата изменения: 19 декабря, 2016 [13:30]