Известие о начале войны настигло Челябинский театр драмы в Чебаркуле, где проходили летние гастроли. 22 июня давали спектакль «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. На следующий день труппа была вынуждена вернуться в Челябинск.
Проблемы сваливались на театр одна за другой. Первое, что пришлось преодолевать театру, – нехватка денег. В конце первого военного лета театр перевели на хозрасчёт, средств катастрофически не хватало, убытки достигли сотен тысяч рублей.
С осени 1941 по весну 1942 театр работал в Шадринске. Однако театральный сезон челябинцы открыли с большим опозданием – в начале декабря. Задержка была связана с перевозкой декораций и костюмов. Последний железнодорожный вагон с имуществом театра пришёл только в марте 1942 г.
Летом театр гастролировал по южноуральским городам, а затем был переведён на площадку старого клуба Челябинского тракторного завода – до отъезда из города Малого театра.
Большой проблемой для театра стали кадры. Сотрудники театра, в том числе актёры, призывались в ряды Красной армии. Не обошлось без потерь: из полусотни, ушедших на фронт, более двух десятков сотрудников театра погибли.
Трудности первого года войны привели к тому, что театр утратил свою творческую форму, новых спектаклей не ставили, старые потускнели и обветшали, посещаемость упала. Однако первые же мероприятия центральных и местных органов власти, направленные на поддержку театра, дали свои результаты. Сказались многолетние традиции, опыт, наличие сильного творческого состава.
В мае 1942 года театр был переведён на местный бюджет. Комитет по делам искусств при СНК СССР главным режиссёром Челябинского театра драмы назначил Э.Б. Краснянского, до этого возглавлявшего Московский театр сатиры. 25 ноября 1942 года новый руководитель приступил к работе.
Комитет принял также решение о пополнении труппы театра ведущими актёрами театров РСФСР и об открытии театральной студии.
В Челябинском театре стали работать: заслуженный артист РСФСР Н. Соколов, артисты М. Горбатова, К. Македонский, Е. Сперанская, А. Таршин, И. Баратова, Е. Агеев, режиссёр А. Гинзбург, а позднее режиссёр Д. Манский, сменивший на посту главного режиссёра Э. Краснянского, режиссёр и художник В. Люце и др.
Летом 1943 открылась трёхгодичная театральная студия. Выпускники студии Л. Маркова, Ю. Болдырев, Б. Мансуров, П. Шустиков всю свою творческую жизнь посвятили Челябинскому театру драмы, О. Климова стала ведущей актрисой театра.
Трудности начального периода войны постепенно преодолевались, театр смог направить усилия на то, чтобы внести свой вклад в приближение победы. Репертуар пополнился спектаклями героико-патриотического содержания.
За период 1941–1945 появилось семь постановок о Великой Отечественной войне. Даже в условиях дефицита драматургического материала данной тематики в 1942 году вышли сразу три спектакля, в том числе «Русские люди» Константина Симонова.
Среди наиболее значимых спектаклей того периода театралы считают постановку Э. Краснянского по пьесе В. Леонова «Нашествие». В трактовке режиссёра она прозвучала как народная трагедия, её главная тема – единство советского народа перед лицом врага. Зрителей волновала игра актёров: А. Лесковой создавшей мужественный, чистый, искренний образ Ольги; И. Рагозина, который показал суровую простоту, человеческое достоинство, сердечность доктора Таланова; С. Вадовой, воплотившей в образе Демидьевны народную правду и мудрость.
Талантливая сценография художника В. Талалая придала спектаклю символическую окраску.
Ставились спектакли на исторические темы. Среди них «Надежда Дурова» (К. Ликсперов, А. Кочетов) в постановке Э. Краснянского. Это спектакль, повествующий о войне 1812 г. в жанре героической комедии, где блистали такие замечательные актёры, как П. Гарянов (Кутузов), И. Рагозин (Дуров), М. Горбатова (Дурова), М. Таршин (Александр I) и др. Режиссёрский замысел, актёрское исполнение, художественное оформление В. Талалая – всё было подчинено задаче создания яркого патриотического спектакля.
Театр давал спектакли в фонд обороны, военно-шефские концерты, репертуар которых состоял из фрагментов спектаклей, драматических этюдов, баллад, стихов, комических рассказов. За бесценную работу все участники военно-шефской деятельности награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Челябинский театр драмы в годы войны жил общей со всей страной жизнью, воплощая лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Он сумел не только преодолеть трудности военного времени, но и поднять художественный и творческий уровень своих спектаклей.
Литература:
– Голышева Е. «Русские люди»: премьера в Челябинском драматическом театре / Е. – Голышева // Челяб. рабочий. – 1942. – 13 ноября.
– Конышева Е.В. Театр драмы // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. – Челябинск, 2008. – Т. 6. – С. 438–445.
– Орликова Е. «Батальон идёт на Запад»: спектакль в Челябинском областном драматическом театре // Челяб. рабочий. – 1942. – 15 марта.
– Палагина Т.В. Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова / Т. В. Палагина // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2006 / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения; сост.: И.Н. Пережогина – Челябинск, 2005. – С. 109–117.
Иллюстрации из открытых источников.