Улицы Победы
В начале Великой Отечественной войны по постановлению Государственного комитета обороны СССР из Харькова в Челябинск был эвакуирован завод № 75. Вместе с заводом эвакуировался и его главный конструктор – Иван Яковлевич Трашутин (1906-1986).
С октября 1941 года И.Я. Трашутин стал главным конструктором по моторостроению Челябинского Кировского завода и специального конструкторского бюро № 75, которое он возглавлял следующие сорок лет жизни.
Первостепенной задачей было развёртывание эвакуированных производств и скорейшее начало выпуска двигателей. Её решили в кратчайшие сроки – уже через 35 дней после прибытия на Южный Урал был собран первый дизель собственного производства.
В 1943 году Иван Трашутин участвовал в становлении Челябинского механико-машиностроительного института (ныне ЮУрГУ). В новом вузе кафедра двигателей внутреннего сгорания, крёстным отцом которой также был Иван Трашутин, была открыта одной из первых. Специалисты в то время нужны были в первую очередь для его КБ. Тогда же, в начале 1943 года для нового тяжелого танка ИС – танка прорыва, – дизелистами Трашутина был создан уникальный, более надежный двигатель В2-ИС. Последним детищем военного времени для Танкограда стал новый мотор для тяжёлого танка ИС 3, того самого, что сегодня возвышается на пьедестале на Комсомольской площади. Двигатель отличался повышенной надёжностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками.
За рост и преданность своему детищу – дизельному двигателю В-2 – в народе конструктора называли Иван Дизель и Иван Большой. Трашутин регулярно совершал поездки на фронт, чтобы смотреть, как двигатели работают в бою. Заводы Европы и Америки за войну так и не смогли вставить в танки дизель, хотя они были основателями дизельных двигателей в тракторах. После войны под руководством И.Я. Трашутина были созданы дизельные двигатели, приспособленные для нужд народного хозяйства.
19 сентября 1978 года конструктору Трашутину было присвоено звание «Почётный гражданин города Челябинска». Ещё при жизни (2 июня 1983 года) ему был установлен бронзовый бюст в парке близ Комсомольской площади Челябинска.
В Челябинске улица Трашутина расположена в Тракторозаводском районе (пос. Чурилово). Проходит в западном направлении до ул. 2-ой Эльтонской. Протяжённость 503 м. Название улицы утверждено решением городской Думы Челябинска от 25.03.2008 № 30/22.
Литература:
– Гайнуллин М. Укротитель «тигров». В Челябинске вспоминают создателя лучших танковых двигателей в мире // Южноуральская панорама. – 20 января 2016.
– Гольдштейн Я. Откровенно говоря…: Воспоминания, размышления / Я. Гольдштейн. – Челябинск: Рифей,1995.
– Конструктор танковых дизелей И.Я. Трашутин: уральская школа двигателестроения / авт.-сост. В.А. Путин и др. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006.
– Сергийчук В. Танковый король России. – Киев: Ничлава, 2005.
– Челябинск: энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А.Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001.
Фото из открытых источников