Священнодействие для хора и оркестра: старинная и премьерная современная мессы прозвучат со сцены филармонии

12.10.2017

16 октября гостей Концертного зала имени Сергея Прокофьева ждет уникальная возможность услышать две мессы: старинную, австрийского симфониста XIX века Антона Брукнера и современную – голландца Якоба де Хаана. Обе написаны для духового оркестра и камерного хора – сочетание для жанра мессы довольно редкостное. И обе звучат в России нечасто. А исполнение посвященной тысячелетию со дня рождения Папы Римского Льва IX «Missa brevis» Якоба де Хаана для музыкальной истории Челябинска станет абсолютной премьерой.

О голландце Якобе де Хаане широкой публике известно немного. Он наш современник, живет в Роттердаме, полностью посвящая себя композиторской деятельности. Пишет в основном для духовых оркестров. Первые сочинения вышли из-под его композиторского пера в 80-х годах. Мировой успех де Хаану принесла симфония «Орегон», впервые сыгранная в 1988 году и ставшая впоследствии практически культовой для многих музыкантов-духовиков по всему миру. Кстати, «Орегон» звучал и в Челябинске – в 1996 году симфонию исполнял духовой оркестр Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища под управлением дирижера Игоря Ежова.

Сегодня подполковник Ежов руководит Уральским духовым оркестром филармонии, и именно с этим составом готовится исполнить другое произведение – написанную в 2002 году «Missa brevis» или, в переводе, «Короткую мессу». По словам дирижера, ему хотелось найти что-то масштабное и значительное для новой программы с Челябинским камерным хором имени Валерия Михальченко, тем более что предыдущие совместные премьеры этих коллективов проходили с большим успехом.

– Мессу я впервые услышал в записи, это потрясающая музыка, красивый диалог между оркестром и хором. – говорит Игорь Ежов. – У Якоба де Хаана неповторимый композиторский почерк: он очень хорошо знает природу духовых инструментов и умело использует все богатство их красок в своей инструментовке. Исторически духовые были инструментами поддерживающими – к примеру, усиливали кульминацию, поддерживая струнную группу.  А в «Мессе» всюду солируют то валторны, то трубы, то саксофоны, то кларнеты – словом, все группы духовых инструментов, начиная от деревянных. Произведение настолько необычное и красивое, что очень хочется его исполнить.     Думаю, премьера станет событием!

Хормейстер Камерного хора имени Михальченко Ольга Селезнева с коллегой согласна: «Месса Якоба де Хаана написана в лучших традициях жанра, на канонический латинский текст.  Необыкновенная простота гармоний, невесомость и прозрачность фактуры, сочетание тембровых красок хора и духового оркестра… Весь текст музыкального произведения пронизывает необычайный свет. Это настоящий полет души в безмерные красоты вселенной».

Премьера «Мессы №2» Антона Брукнера, которая также прозвучит в концерте, с успехом прошла на сцене филармонического зала имени Сергея Прокофьева в прошлом концертном сезоне. Серьезное по масштабу и красивое по звучанию произведение было встречено слушателями с огромной благодарностью. После премьеры многие из них говорили, что сочинение взяло их в плен с первых тактов, не отпуская до самого финала.

По словам музыкальных критиков, «Месса №2» – одно из красивейших произведений духовной музыки и одно из наиболее возвышенных в наследии Брукнера. Музыка стала для этого композитора средством обращения к Богу, каждый музыкальный инструмент в ней поет, словно кантор в католическом храме. Свое первое значительное произведение Антон Брукнер написал, когда ему было около сорока лет. Известность пришла к нему, когда композитору было около шестидесяти. Брукнер обладал обширным багажом знаний, всю свою жизнь не уставал учиться, и все интеллектуальные накопления вкладывал в собственную музыку, сумев воплотить в ней множество стилей. Главной же особенностью ми-минорной мессы, которая прозвучит в концерте, музыковеды считают полифоническое звучание, возрождающее хоровой стиль великого итальянского композитора XVI века Джованни Палестрины и его школы.

– Эта музыка возвышенна и прекрасна во всем: и в сочетании звучания хора и духового оркестра, и в многоголосии. Звучит восьмиголосный хор, хотя чаще всего мессы писались на четыре голоса. При этом каждая из восьми партий наделена собственной музыкальной темой, – отмечает хормейстер Ольга Селезнева. – Красота заключена в многоголосии, в гармониях, музыкальных красках, которые очень свежи.

Музыка Брукнера, окруженная исключительной любовью в Западной Европе, в России пока звучит редко. Если говорить о нашей стране, то в Интернете можно найти только одну запись – месса звучит в исполнении Российской государственной симфонической капеллы под управлением Валерия Полянского и Российского государственного симфонического оркестра. Тем более приятно, что гости Челябинской филармонии вновь получат исключительный шанс услышать шедевр австрийского композитора «вживую».

Начало концерта – в 18:30.


дата создания: 12.10.2017 12:18, дата последнего изменения: 12.10.2017 12:18