Без границ. Живопись 1920 – 1940- х годов из собрания Челябинского музея изобразительных искусств

06.12.2018

Челябинский государственный музей изобразительных искусств продолжает представлять свою коллекцию отечественной живописи первой половины ХХ века. Выставка «Без границ» - следующий этап осмысления художественного разнообразия искусства, создаваемого в условиях социалистической реальности. 1920-е годы стали временем художественной полифонии, равноправного существования самых разных творческих объединений. В это время отчетливо проявлялись пластические решения русского авангарда и европейского искусства начала ХХ века.

В 1930-е годы все отечественные и зарубежные художественные направления перевели в разряд вредоносных. Был создан единый «большой стиль» - обязательный героизированный соцреализм.

Но художественная жизнь не терпела единообразия. У художников возникла естественная попытка не столько противопоставить интимное искусство жизни парадному искусству, сколько потребность оставаться собой, не пытаться соответствовать художественным нормативам. Живописцы, каждый по своему, осваивали новые темы (И. Машков «В пионерском лагере») и открывали образы современников ( М. Аксельрод «Портрет писательницы Гольды Лев»). В измененной реальности признанный мастер авангарда Р.Р. Фальк остался верен себе, его мерцающие портреты и по сей день склоняют зрителя к тихому созерцанию. Н.М. Чернышов не изменил теме преображения красоты. Рядом с ними находится плеяда талантливых художников, кого больше чем идеологические установки интересовали наполненность обыденной жизни и духовный мир человека: В.В.Каптерев, И.П.Астапов, Е.Е.Рожкова, Р.М.Рабинович, В.В.Пакулин, М.М.Аксельрод, Е.Л. Коровай и другие, кто не вписывался в границы соцреализма.

Выставка «Без границ» - это рассказ о живом творческом процессе в один из неоднозначных периодов истории Отечества, период становления тоталитарного государства. Плеяда художников тихо отстаивала право на собственную художественную тему и пластическую реализацию. Кто-то за это поплатился исключением из официальной художественной жизни: их не принимали в Союз художников, не отбирали работы на выставки, обвиняли в «буруазности» и даже не продавали профессиональные материалы. Однако их подлинное и ценное «тихое» искусство делает картину художественной жизни 1920 – 1940- х ярче, глубже и правдивее.

 


дата создания: 06.12.2018 16:03, дата последнего изменения: 06.12.2018 16:03