[Версия для печати]

Часть 18. Народное искусство и традиции башкирского народа

Народное декоративно-прикладное искусство у башкир формировалось на протяжении многовековой истории в традициях кочевой культуры тюркских народов, в условиях которой вырабатывался привычный и необходимый круг бытовых предметов: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения.

Особенности натурального хозяйства, кочевого скотоводства и земледелия определили характер традиций занятий и виды декоративно-прикладного искусства башкир (аппликация, вышивка, вязание, ковроделие, плетение, сукноделие, ткачество), а также приемы художественной обработки природных материалов, например, дерева, металла, и особенно продуктов кочевого хозяйства: шерсти, кожи, конского волоса, из которых изготавливали различные изделия. Эти предметы нередко являются уникальными образцами того или иного вида декоративно-прикладного искусства, даже не имея орнаментального оформления, вещи были выразительны своими формами, фактурой поверхностей, выявляющей природную красоту материала. На них было принято ставить семейно-родовой знак (тамга) – один из самых древних и содержательных источников зарождения и развития башкирского орнамента. 

 

Со временем его отвлеченность от живой материальности мира (вплоть до превращения в язык абстрактно-геометрических  форм, ставших знаками, символами, смысл которых во многом утрачен) усиливается, что было связано с влиянием ислама, запрещавшего изображать живые существа.

Орнамент традиционный (от лат. оrnamentum – украшение) – узор, построенный на чередовании и комбинации геометрических или  изображении (растительных, зооморфных, антропоморфных) элементов. У башкир орнамент  широко применялся в декоре жилища, костюма, украшений традиционных, домашней утвари, предметов культа, вооружения, конского снаряжения. Его специфика формировалась в процессе взаимовлияния культур кочевых тюрко–монгольских  скотоводческих племён Южной  Сибири, Средней  и Центральной Азии и финно–угорских оседлых земледельческих  народов Поволжья и Приуралья, где решающую роль сыграл тюркский  компонент.

 

В традиционном  искусстве башкир сформировались два  основных вида орнаментальных мотивов: геометрические  (особо выделяется ромб – символ плодородия, животворящего начала) и криволинейные  кускарные элементы (ҡусҡар – улитка; в различных  комбинациях напоминает траву, почку, рога, волну, цветок, солнце,  дерево – символ жизненные силы рода). Башкирский орнамент,  как правило,  многоцветен, отличается яркостью и контрастностью, в нём преобладают красный, жёлтый, зелёный цвета тёплых тонов; традиционно применялись натурные цвета шерсти (белый, серый, чёрный), иногда синий, голубой, лиловый; цвет фона преимущественно красный, жёлтый, чёрный,  реже – белый. До второй половины  XIX в. использовали натуральные красители, с применением анилиновых красок усиливается яркость цветовой гаммы. В структуре орнамента лежит симметрия, ритмичное  развитие которой восходит от простых к сложным композициям (зеркальная, ленточная, круглая, сетчатая). В целом свойства орнамента зависят от назначения, формы, материала изделия. Анализ башкирского орнамента представлен в исследовании Н.В. Бикбулатова. Он  выделил 6 основных орнаментальных комплексов. 

Первый  включает простые геометрические фигуры в композициях бордюра, розетки, которые наиболее полно представлены в резьбе по дереву, встречаются в аппликации, паласном производстве, вязании, реже в вышивке. 

Второй – криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, которые применялись для оформления предметов кочевнического быта, встречаются в аппликации на коже, войлоке, вышивке тамбуром, серебряной насечке. 

Третий – стилизованные растительные узоры, выполняемые в техниках тиснения, гравировки, чеканки, серебрения в изделиях из кожи и металла, а также в многоцветных  мотивах тамбурной вышивки в текстильных изделиях.

Четвертый объединяет группу сложных узоров, связанных с ткачеством, ковроделием (ромбы, звёзды, многоугольники, украшающие центральное поле ковров, скатертей, полотенец). 

Пятый – композиции с противостоящими боковыми (птицы, животные) и центральными  (древо мира, женщина) фигурами, распространены в узорах хараусов.

Шестой – включает геометрические уступчатые узоры браного ткачества и счётной вышивки (квадраты, ромбы, розетки и др.) на праздничной одежде, полотенцах, скатертях и других  предметах убранства дома. Имея ярко выраженный национальный характер, традиционный орнамент усиливает самобытность и узнаваемость изделий башкирского декоративно – прикладного искусства.

Традиции орнамента и его отдельные  элементы и их интерпретации находят применение в художественном  творчестве народных  мастеров и профессиональных художников, а также в батике, войлоке художественном, гобелене, дереве художественном, дизайне, керамике художественной, коже художественной, конструировании и моделировании одежды художественной, лаках художественных, металле художественном, текстиле художественном, в монументальном искусстве.

Большинство башкирских промыслов до начала 20-х годов ХХ в. не выходили за рамки домашнего производства. По деревням занимались ткачеством, вязанием, обработкой шкур, шерсти, выделкой кож, изготовлением кожаной и деревянной посуды. При обработке кож и шкур башкиры не применяли дубления. Войлок валяли, катая вручную между двумя циновками, или обвязывали вокруг катка и катали при помощи лошади. 

Гончарство известно не было. Хотя в старину башкиры были искусными кузнецами, но уже в ХVI в. царское правительство неоднократно запрещало кузнечное дело, так что этот промысел ослаб. В первой половине XVIII в. началась промышленная эксплуатация рудных месторождений края. К концу XVIII в. Урал стал основным центром металлургии. Однако башкиры были заняты в основном на подсобных и сезонных работах. В ХIХ в., под влиянием начавшегося в крае промышленного развития, возникли промыслы, связанные с обработкой дерева: углежжение, гонка дегтя, смолокурение, изготовление ободьев, дуг, саней, телег и т.п. Со второй половины ХIХ в., когда скотоводство в хозяйстве башкир утратило прежнюю роль, лесной промысел стал основным занятием башкирского населения горных районов. Появилась региональная специализация. Так, центрами производства деревянной посуды стали восточная часть Стерлитамакского уезда и Бирский уезд Уфимской губернии. 

В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу, и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.

Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и национальное богатство народов Республики Башкортостан и являются одной из форм народного творчества.

Литература:

Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996.

Хисматуллина Н.Х. Орнаментально-колористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2000.



Поделиться:
Дата публикации: 15 мая, 2019 [09:37]
Дата изменения: 25 января, 2021 [10:34]