[Версия для печати]

Часть 17. Жостовское искусство

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сел, но Жостово знают все: и у нас в стране, и за рубежом. Знаменито село тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, – таков «классический» вид жостовской росписи.

Когда и каким образом возникло это удивительное сочетание реалистических принципов изображения цветов с условным, декоративным, чисто народным приемом их отображения? Ответы на эти вопросы нужно искать в начале XIX века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы.

Однако долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот с чьей-то легкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо: те же грунты, те же лаки и масляные краски. Произошло это недалеко от Москвы в первой четверти XIX века. Это время и принято считать началом лакового дела в селе Жостово, которое и раньше славилось своими кузнецами. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыли свою подносную мастерскую. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и прочее существует с 1825 г.». За ними появились мастерские Цыганова, Беляева и других. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров стола, а меленькие «закусочные» – не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной – это и шести-восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столиков. 

Больше полутора столетий прошло с тех пор. Зародившийся в далекие времена промысел не забыт и не исчез. Он живет полнокровной жизнью до сих пор. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но все же самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. И хотя букет состоит из обычных, знакомых каждому цветов – ромашек, роз, колокольчиков и васильков, но до чего они хороши! 

Люди радуются, покупая красочные подносы с замечательными жостовскими букетами, часто дарят их своим друзьям и знакомым наряду с живыми цветами. 

Расскажем об основных этапах росписи жостовских подносов

Грунтовка

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Замалёвок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. 

Тенёжка

Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка» – созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений. 

Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета  обретает плоть – уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. 

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. 

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. 

Уборка

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным. 

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. 

 

Источники: 

1. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. – Издательство «Мозимка-Синтез», 1999.

2. https://zhostovo.ru/page/jostovo



Поделиться:
Дата публикации: 11 февраля, 2019 [10:54]
Дата изменения: 25 января, 2021 [10:34]