[Версия для печати]

Часть 16. Русская деревянная резьба и роспись

Русский Север и земли Верхнего и Среднего Поволжья — самые лесные районы европейской части России. Лиственницу, сосну, ель, березу, клен и многие другие породы деревьев человек использовал с давних времен: здесь из дерева рубили жилище и все хозяйственные постройки вокруг дома, создавали скульптурные изображения богов, воздвигали храмы, сооружали большие и малые суда, делали мебель, многие орудия труда, мастерили посуду и детские игрушки. Это был самый доступный, прочный и легко поддающийся обработке материал. Не последнее место играла и красота материала — его разнообразный цвет и естественный узор древесины, которые так превосходно умели использовать мастера в своих поделках. Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. 

Чувство красоты развивалось неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая эстетические идеалы и духовную культуру человека. Так, из века в век, вбирая все лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура, искусство русского народа. Народное искусство тем и прекрасно, что это детище всего народа. Могучее течение его истории вобрало в себя все источники прекрасного и пронесло через века живительные свежие воды неисчислимых родников народного творчества. Именно в народном искусстве наиболее ярко проявился национальный вкус. В нем народ отразил мечты о прекрасном, свои надежды на счастье. В творчестве, в неудержимом полете фантазии народные мастера переносились в чудесный мир красоты. 

Произведениями подлинно большого искусства наполнен был каждый крестьянский дом, который и сам часто был памятником деревянной архитектуры. Сани и дуги, сундуки и люльки, прялки и швейки, вальки и трепала, ковши и солоницы искусно украшались резьбой и росписью. 

В лесных областях России особенно было развито плотничество. Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в 19 веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, напоминают сказочные терема.

Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах.

    

Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего 19 века была узорная лобовая доска, которая как бы венчала сруб. Узоры, нанесенные на обычные сосновые доски, превращали этот простой и самый дешевый материал в драгоценность. С большой пышностью украшали и красные окна дома (то есть окна, большие по размеру) в отличие от маленьких — волоковых, — которые в Поволжье рубили еще в первой половине прошлого века по обе стороны одного большого красного окна. Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светелочных окон.

Нижегородская глухая углубленным фоном резьба на крестьянских домах, как предполагают, появилась в начале 19 века, а в середине наступил ее расцвет. Если в деревянной архитектуре Поволжья есть некая уютная камерность, то деревни Севера производят совершенно иное впечатление. Они с первого взгляда поражают грандиозностью построек, строгостью форм и сдержанностью декора. Резному декору в северных домах уделялось очень небольшое место. Здесь любили украшать крыльцо наружной лестницы на второй этаж, которая шла вдоль стены избы. Большое внимание придавалось оформлению массивного столба, на котором держалось крыльцо, напоминавшее сказочный теремок. Крыльцо имело витые колонки, небольшой конек на крыше и подзор, который, как узкое кружево, сбегал вниз по навесу над лестницей. Узкий кружевной узор резали и на досках причелин огромного фронтона. Иногда их заканчивали «полотенца» — свисающие доски, — тоже со сквозной резьбой. Окно светелки на фронтоне часто имело небольшой балкон, оформленный таким же узким деревянным кружевом и витыми колонками. Венчал всю эту стройную, грандиозную северную постройку охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которой придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. Они считались здесь когда-то священными животными, добрыми божествами. Долгие века сделали форму этих древних идолов настолько совершенной и прекрасной, что, уже не помня охранительного смысла этих древних скульптур, люди ставили их не только как необходимую деталь сложной деревянной постройки, но и как обязательное украшение дома.

Образ коня в русской народной деревянной скульптуре был наиболее распространенным. И рядом с крупными, монументального плана произведениями, к которым следует отнести охлупни Севера, большой интерес представляют детские игрушки—коньки. В 19 веке они имели широкое распространение и на Севере, и в Поволжье. В каждой области выработались свои формы и характер декора этой маленькой деревянной скульптуры. 

Из деревянных предметов быта и орудий труда больше всего до нас дошло прялок. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты, иногда прялка изготавливалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. И в каждую из них мастер вложил частицу своей души художника. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению. 

   

Многие из деревянных предметов быта были связаны с процессами обработки льна: с очисткой волокна для пряжи, с ткачеством и шитьем одежды из льняной ткани. Почти во всех районах Вологодской области большое внимание придавалось оформлению трепала для льна. Это очень изящный, тонкий и хрупкий предмет, напоминающий по своей форме перышко, что было обусловлено требованиями применения трепала. Мерными легкими ударами трепала лен очищали и превращали в шелковистое тонкое волокно.

Петлеобразная ручка трепала очень часто заканчивалась скульптуркой коня. Плоскость трепала, постепенно расширяясь от ручки к концу, покрывалась неглубокой трехгранновыемчатой резьбой, в узоре которой основное место почти всегда занимала розетка. Она то, как маленькая звездочка, украшала его узкую часть, а то, словно распустившийся солнечный цветок, раскидывалась на широком конце трепала. Иногда, кроме трехгранновыемчатой резьбы, подчеркивая изящество формы и хрупкость предмета, резчик применял сквозную резьбу: это были либо ажурные полосы ритмичного, очень простого узора, либо розетки, которым сквозная резьба придавала легкость снежинок. В одном случае трепало щедро украшала резьба, в другом — мастер очень скупо вырезал на гладкой плоскости дерева, подчеркивая его естественную красоту, всего один небольшой элемент узора. 

После обработки волокна осенью и в зимние месяцы, ближе к весне, крестьянки начинали ткать холсты. В каждой избе устанавливался ткацкий стан. Судя по раскопкам древнего Новгорода, совсем не изменились с 13 века конструкция и внешний облик ткацкого стана. Тонкая, очень мелкая резьба покрывала блестящие отполированные челноки, блокам иногда придавалась форма головы гуся, очень часто скульптура стилизованного конька, упирающегося грудью в шестеренку, выполняла роль притужальника. Но наряднее всего оформлялась набилка — большая по размеру деталь, которую ткачиха почти не выпускала из рук, прибивая каждую нить, пропущенную челноком.

Набилка украшалась иногда одной или несколькими розетками, исполненными трехгранновыемчатой резьбой, иногда геометрическим узором, густо покрывающим всю ее фасадную часть, иногда ее концам придавалась форма конских 17 голов, иногда верхняя часть набилки, где лежали руки ткачихи, резалась в виде фигур двух коней. Их трактовка и, наконец, традиционность композиции говорят о многовековых традициях художественного оформления этой детали ткацкого стана. Выводы археологов подтверждают, что изображение коня являлось специфически женским украшением, так как коньковые подвески (украшения 7—13 веков из металла с парными головками коней) находили только в женских захоронениях. И на ткацком стане когда-то конские головы резались как обереги, охранительные знаки женщины-ткачихи.

Одежда из холста шилась вручную. Для удобства и быстроты в работе применялась швейка — предмет, несколько напоминающий по форме столбчатые волжские прялки. На донце садилась швея, а на невысокий столбик прикалывалась ткань, что давало возможность натянуть ее во время шитья. Поэтому швейка, как и прялка, когда-то бытовала в каждой крестьянской семье. Их старались украсить и сделать нарядными. Но все-таки декору швейки обычно уделялось гораздо меньше внимания, чем оформлению прялки.

В некоторых областях исключительно нарядно украшались вальки, с которыми ходили на реку стирать белье.

Интересно обратить внимание еще на один предмет, который как бы заканчивает весь трудоемкий и длинный цикл работ, связанных с созданием крестьянской одежды и уходом за ней,— это рубель для прокатки и отглаживания холста.

По форме он несколько напоминает валек, но почти вдвое длиннее, и нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность. 

В крестьянском быту вплоть до конца 19 века даже производство узорной ткани для одежды зависело от резчика, который должен был сначала сделать «манеру» — доску, которой набивался красочный узор на холст. В 19 веке набивная манера была небольшого размера, и все мелкие детали узора на доске делались из металла. Манеры 17 и начала 18 века были только из дерева. Они были многослойные, квадратные. Размер каждой стороны доходил до 50 см. Манеры делались из самых твердых пород дерева и покрывались резным узором с обеих сторон, в отличие от набивных досок 19 века, где узор был только на одной стороне. Манеры 17 века — большая редкость в коллекциях художественных изделий из дерева. Это — настоящие шедевры орнаментального резного искусства. 

Много выдумки, мастерства, художественного вкуса и душевной теплоты вложили русские резчики и в резьбу пряничных досок. 

С давних времен печатные пряники на Руси пекли для праздничных застолий, для встречи гостей, для веселых народных игрищ, а также для детей. Огромных размеров и совсем маленькие, с пышными узорами и ритмичными надписями, они удивляют разнообразием форм и декора. Цветы, листья, рыбы, птицы, коньки и петушки — народный резчик пересказал в дереве языком орнамента, украсил их узорочьем, перенес в мир фантазии и сказки.

В крестьянском быту 19 века большое внимание придавалось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солоница. Во многих районах их плели из бересты или из корней, но чаще резали из дерева. 

В областях, связанных с Волгой, — Горьковской, Костромской и Ярославской — бытовала форма солоницы в виде кресла. Спинка его служила удобной ручкой, а сиденье — крышкой. В Горьковской области солоница-кресло обвязывалась гибким прутом в два-три ряда. Дерево, не закрытое обручами, покрывалось городецкой росписью, в которой основным мотивом был пышный розан. Яркая по краскам, смелая по цветовым контрастам, уверенная и мастеровитая по технике роспись была очень декоративной. О широком размахе производства городецких солониц свидетельствует бытование их в отдаленных районах, куда ездили торговать своим товаром нижегородцы. 

Севернее Волги широкое распространение имела солоница в виде утицы. Солоницы-утицы — это настоящие скульптуры из дерева, каждая со своими особенностями формы, индивидуальными приемами лепки объема, каждая со своим характером. Солоницы-утицы и сейчас встречаются на русском Севере.Когда-то утицу считали покровительницей дома, семьи. На скатерть свадебного стола солоницу-утицу ставили первой.

Праздничный крестьянский стол заполняла разнообразная деревянная посуда, среди которой парадное место отводилось ковшам для меда и пива. Формы их дошли до нас из далеких времен. Свидетельством могут служить найденные при раскопках древнего Новгорода ковши самых разнообразных форм, выдолбленные из корня дерева. Некоторые из них имели ручки, завершавшиеся головами дракона. Найдены ковши с двумя ручками— скопкари. Подобные ковши еще и сейчас бытуют на русском Севере. 

Из крупных выносных сосудов большое распространение в областях русского Севера имела ендова. Это огромная чаша, напоминающая по форме братину на поддоне, но для разлива напитка она имеет небольшой носик. Яркая, но очень простая по узору роспись широкой полосой обегает ендову кругом, подчеркивая ее объем. Внутри дно ендовы тоже украшено росписью. Круглая братина и близкая ей по форме ендова с носиком самых разнообразных размеров бытовали во многих областях России. 

Небольшие ендовки со сливом очень нарядно расписывали мастера Пермогорья. Круглую братину часто и сейчас можно встретить в деревнях верхней Волги. Широкое распространение имели ковши средних размеров, в которых подносили гостю пиво или квас. Форма их не только красива, а прежде всего рациональна. В Костромской области эти ковши резались глубокими, ручки их были основным украшением. Форма широко известных тверских ковшей-«конюхов» — кажется буквально слепленной по ладоням рук, так удобно они лежат в них. Чуть сплюснутая с двух сторон деревянная чаша ковша тяжестью двух ручек ложится в углубления между большим и указательным пальцами на край ладоней. Впечатление его монументальности усиливает контраст размера чаши и небольших головок коней, широкую грудь которых украшает солнечная розетка. Из крупных выносных сосудов мед и пиво наливали в посуду более мелких размеров небольшими, тоже деревянными ковшами, форма их в некоторых областях удивительно красива и самобытна. Названия, которые они сохранили до наших дней, красноречиво говорят об их назначении. Это ковши-наливки Вологодской области с округлой, очень пластичной чашей, которая плавно переходит в пышную декоративную резную ручку, и ковши-черпаки с Волги с четким и строгим силуэтом. В отличие от вологодского ковша-наливки, черпак имеет четко срезанное для устойчивости дно и высокую ручку, которая поднимается от тулова почти под прямым углом. Декор обоих ковшей — наливки и черпака — сохранил в резьбе очень древние элементы: розетку, изображение утицы, конька. Оба типа ковшей на ручке имеют крючок, за который их вешали на край большого ковша или кадки.

Не редкостью были и ковши-великаны, которые неправильно будет называть выносными. Их, видимо, сначала устанавливали на стол, а потом уже заполняли. Иначе при переносе его тонкие стенки, выдолбленные из корня дерева, не выдержали бы тяжести содержимого. Ковш для праздничного стола из собрания музея имеет вместимость около полутора ведер. 

Велика была тяга русского человека к прекрасному. Не случайно от рождения и до глубокой старости его всю жизнь сопровождало искусство. Для новорожденного, радуясь первенцу, расписывали или украшали резьбой люльку, потом отец вырубал для мальчика игрушку — конька, для девочки куклу — «панку». Так начиналась жизнь, наполненная трудом и щедро украшенная искусством. Многие предметы, сделанные из самых простых и дешевых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Они несли в жизнь радость и красоту. Долго еще люди будут восхищаться предметами народного творчества и черпать из его неистощимого источника духовные богатства, созданные гением народа. 

 

Источник: Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. - Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 1983.



Поделиться:
Дата публикации: 17 декабря, 2018 [10:00]
Дата изменения: 25 января, 2021 [10:34]