[Версия для печати]

Часть 15. Художественные изделия из бересты

Целый мир сказочных образов и героев, диковинных зверей и чудищ, забавных и смешных человечков населяет берестяное кружево, оставленное нам народными мастерами прошлого. Каким высоким талантом, фантазией и умением надо было обладать, чтобы обычным ножом превратить простую бересту в замечательные произведения искусства, полные гармонии и поэзии.

Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с 15—16 веков. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Заготовляют бересту в начале лета, в конце мая—июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры — зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда. Легкость, способность долго сохраняться, мягкость, — все эти удивительные свойства бересты русский крестьянин исстари умел использовать в своем хозяйстве.

С незапамятных времен из бересты гнали деготь. Большие берестяные пластины — скалы, скальё — подкладывали в крестьянских домах под бревна крыш. Пропитанная смолистыми веществами, береста предохраняла их от сырости и гниения. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса, или, как их еще называют, бураки — сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работы в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь — плетеный заплечный мешок, на ногах — лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники — короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, — все это делалось из бересты.

Но, пожалуй, самое удивительное — это берестяные грамоты. В Новгородской Руси в 11—12 веках пластины из бересты использовались для письма. Это был удобный, доступный и дешевый материал. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Многие сотни лет скрытая в земле, хранила береста письма древних новгородцев.

И только через восемь столетий берестяные грамоты стали достоянием истории. В старину не только умели использовать чудесные свойства бересты. Ее умели украшать, превращая в красивые, нарядные вещи из тончайшего кружева, кружева из дерева.

В собрании Государственного Исторического музея хранятся изделия из резной бересты, относящиеся к концу 18 — первой половине 19 столетия. Среди них встречаются крестьянские бураки и табакерки-тавлинки, украшенные резьбой и прорезью с подложенной слюдой или фольгой. 

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов. Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей того времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет Болотов вел дневник, который был опубликован под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков». Для современных историков эта книга является своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем — об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени. Есть у него заметки и о резьбе по бересте. 

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. В 17 веке здесь был выстроен большой гостиный двор, восемь торговых рядов, двести сорок лавок и амбаров. Этот торговый центр был целым городом, в котором бурлила жизнь, приезжали купцы, торговые люди, мастера-ремесленники из разных мест. Время экономического расцвета города было и временем расцвета его культуры. Именно тогда и сложились традиции, на основе которых не один век развивались здесь искусство и ремесла. В начале 18 века торговые пути изменились. Появилась новая столица, Санкт-Петербург, сразу ставший крупнейшим портом Российской империи. Торговая жизнь на старых путях пошла на спад, и Великий Устюг из крупного торгового города превратился постепенно в маленький уездный городок. Но и теперь в нем живы старые традиции, вместе с мастерством и умением передаваемые из поколения в поколение.

Первая половина 19 века — время расцвета производства резной бересты в Великом Устюге. В эти годы здесь работает резчик Степан Бочкарев, один из тех немногих народных мастеров, имя которых сохранила для нас история.

Время сохранило всего две работы, подписанные именем этого талантливого Резчика - шкатулка для фишек и тавлинка удлиненной овальной формы с отъемной крышкой. Обе они отличаются высоким мастерством исполнения и большим вкусом. Композиция рисунка, орнаментов, умелое сочетание прорези с гравировкой говорят об опытной руке художника. Пока не возьмешь их в руки, не верится, что сделаны они из простой бересты.

С берестяными изделиями Степана Бочкарева перекликается работа еще одного мастера — Ивана Усова. Это небольшая коробочка, все стороны и крышка которой покрыты прорезью с подложенной фольгой. Орнамент из двойных кружков, прорезных крестиков, стилизованное изображение деревьев-цветов на этой вещи характерны для всей устюжской бересты первой половины 19 века. Но сюжетные изображения отличаются от предыдущих работ большей условностью и лаконизмом. Очень интересны на ней изображения птички, летящего зефира, маленькие фигурки человечков. А на дне коробочки — сюрприз для того, кто догадается ее перевернуть, — портрет модной дамы на фоне шкафчика со штофами и стаканами. У нее пышная, взбитая прическа, огромные серьги, платье модного покроя. 

На северных берестяных изделиях можно видеть не только забавные сценки со смешными человечками. Шкатулки, тавлинки, сигарницы населены фантастическими зверями, сказочными чудовищами с двумя головами, львами, грифонами. Пожалуй, самым любимым героем был лев. Поэтому львов мы можем встретить и в белокаменной резьбе владимирских соборов 12 века, и на деревянных резных досках крестьянских изб Поволжья 19 века, и на берестяных устюжских изделиях. Интересно, что эти львы никогда не производят впечатления свирепых или злых зверей. Их добродушные морды всегда приветливо улыбаются, а сами они нередко смахивают на веселых русских мужичков.

Иногда мастера вырезали на бересте то, что подсказывала им фантазия. Тогда на шкатулках и табакерках появлялись двуглавые чудища, фантастические звери, образы которых были навеяны мечтами о сказочных заморских странах. Но наряду с фантастическими животными резчики по бересте с большой любовью и умением изображали реальных оленей, лисиц, птиц. В каждой фигуре умело передана грациозность и плавность движений животных, обязательно вписанных в мелкую узорную прорезь из растительных побегов со множеством завитков, с листьями, цветами. 

К 80-м годам 19 века в десяти-двенадцати километрах от Великого Устюга, в Шемогодской волости, складывается целый промысел по производству берестяных изделий. Основателем его считается Иван Афанасьевич Вепрев, житель деревни Курово Наволок. Наволоком на севере России называют низменный мыс, полуостров. В четырнадцати деревнях Шемогодской волости Великоустюжского уезда бурачным мастерством занимается 118 человек. Лучшие бурачники в деревне Курово Наволок. Они делают по заказу очень изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгой. Сбыт бураков — Устюг и через скупщиков во всех уездах Вологодской губернии.

Славен и еще один центр художественной бересты — Скопинский уезд Рязанской губернии (до недавнего времени считалось, что художественные берестяные изделия делали только на Севере). Документальных материалов об этом центре учеными не найдено. Но о его существовании говорит значительное количество предметов, сделанных руками скопинских резчиков. Орнамент на рязанских изделиях из бересты очень прост, примитивен и всегда носит второстепенный характер. Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка. Но сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18—19 веков. Большинство рисунков заимствовано из азбук, учебников, энциклопедий, литературных произведений, дешевых переводных романов.

С конца 18 века в России выходило множество азбук с картинками. Рисунки в них переходили из одного издания в другое почти без изменения. С 20-х годов 19 века в них появляются изображения уличных торговцев. Они попадают на страницы популярных книг, лубочных азбук и не сходят с них до конца 80-х годов 19 века. Перекочевывают они и на бересту. Одну берестяную шкатулку украшают фигуры уличных торговцев луком, рыбой и обручами. Таких же разносчиков мы видим в азбуке: «О — обручи», «Л — лук зеленый».

Эти берестяные изделия имеют не только художественную ценность, они не только свидетельствуют об умении народных мастеров, но и рассказывают о том, как высок был интерес к знаниям, к книгам в русском народе.

Устюжские, шемогодские и скопинские изделия из бересты являются частью коллекции, хранящейся в Историческом музее. Русская художественная береста — одно из свидетельств неисчерпаемой фантазии и высокого мастерства народного творчества. В ней живет мир русской сказки, полный чудес и грез, забавные, смешные сценки, веселый искрящийся юмор.

 

Источник: Жижина Г. Художественные изделия из бересты// Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по Дереву. Под ред. В. Тихановой. - Издательство «ИСКУССТВО». - М, 1967.



Поделиться:
Дата публикации: 06 ноября, 2018 [13:13]
Дата изменения: 25 января, 2021 [10:43]