[Версия для печати]

 

Часть 13. Каргопольская глиняная игрушка

Каргополь – древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. В окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем – одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием.

Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополье были свистульки-утушки. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.

В ХХ веке промысел почти угас. Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринево Иван Васильевич Дружинин (1887-1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственного гончара в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился. Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, - это Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости детское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игрушкам. В ее руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети, создавая глиняную игрушку, одушевляют ее. Изделия бабушки Ульяны еще больше «подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев (1910-1980). Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. 

Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры. 

Лучшие современные мастера стараются сохранять и развивать древние традиции. Простота произведений народных мастеров – только кажущаяся на первый взгляд. Ее нельзя придумать. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой простой – опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. 

Литература:

Дорофеева А. Каргопольская игрушка. Художник Т. Носова – М.: «Мозаика-Синтез».

Фото



Поделиться:
Дата публикации: 27 сентября, 2018 [10:40]
Дата изменения: 25 января, 2021 [10:34]