[Версия для печати]

Вита Васильева: «В нашей семье музыка звучит круглосуточно» 

В феврале гостем Челябинска стала певица Вита Васильева. Накануне концерта «Немеркнущий свет» мы встретились с этой замечательной певицей.

– Вита, вы с детства хотели стать певицей?

–В моей семье нет музыкантов, но я с детства любила петь и уговорила родителей, чтобы они отдали меня в музыкальную школу, где одним из любимых предметов был хор. Позже я поступила в детскую хоровую студию «Пионерия» под управлением Георгия Струве. Для меня это было время больших открытий: впервые полетела на самолёте в Европу, увидела море, спела своё первое соло. Чувствовала себя кем-то большим и серьезным (смеётся).

 Ваши родители, конечно, вами гордятся. Какую роль сыграли они в вашем становлении?

– Мне кажется, что своим голосом я обязана моему папе. Хотя он и не имеет музыкального образования, у него красивый баритон и хороший музыкальный слух, и я думаю, он вполне мог бы стать певцом. Я очень благодарна своей маме. В определённый момент я решила: «Всё, не хочу больше учиться музыке». Мама очень грамотно, по-женски сказала: «Хорошо, не учись. Но то, что ты чувствовала, то, что ты переживала, больше этого в жизни никогда не будет. Реши для себя – нужно тебе это или нет». Естественно, я выбрала музыку. И сейчас мои родители меня поддерживают, следят за моими успехами.

 Вы закончили знаменитую Академию хорового искусства имени В.С. Попова. Расскажите о своих студенческих годах. Что особенно запомнилось?

– Студенчество – это самые запоминающиеся годы, самое яркое, что может быть в жизни. Поступила я в Академию после 11 класса, минуя училище – сразу в ВУЗ. Я попала в большую музыкальную семью, где учиться было очень интересно. Такую домашнюю атмосферу создал основатель академии Виктор Сергеевич Попов – великий педагог, музыкант, человек широкой души. Он был требовательным, но умел расположить к себе студентов, и все его очень любили и уважали. И в этой атмосфере рождалась музыка. Хор академии, помимо сольных выступлений, участвовал в проектах больших музыкантов с мировым именем, среди которых были Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Монсеррат Кабалье, Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский и другие. Хор много гастролировал, мы объездили всю Европу, были в Японии. Всё это давало нам возможность учиться не только теории в классе, но впитывать музыку всеми органами чувств! Во многих этих творческих проектах я принимала участие как солистка. Так начиналась моя взрослая карьера певицы.

 Расскажите о вашем сотрудничестве с Владимиром Спиваковым и Владимиром Федосеевым?

– Владимир Теодорович Спиваков часто приглашал наш хор принять участие в своих проектах. В одном из них были нужны солисты, и маэстро пригласил студентов академии. Это было грандиозное действо – оратория «Жанна д´Арк на костре» Онеггера, режиссёром был Кирилл Серебренников, текст читала знаменитая французская актриса Фанни Ардан. Я пела партию Девы Марии – впервые под аккомпанемент симфонического оркестра. С тех пор я не раз сотрудничала с Владимиром Теодоровичем как солистка, а однажды мы исполняли Реквием Моцарта у вас в Челябинске, в оперном театре, и во Дворце культуры металлургов им. С. Орджоникидзе в Магнитогорске. Южноуральская публика особенная, она нас очень тепло принимала. Позже с Владимиром Ивановичем Федосеевым я участвовала в концертном исполнении оперы «Иоланта» Чайковского. Мы провели серию концертов в Национальном театре Лиссабона «Сан-Карлуш» и в филармоническом театре Арена ди Верона. Моими партнёрами были сопрано Ирина Лунгу и тенор Петр Бечала, сейчас они одни из самых востребованных певцов мира.

 Как вы пришли к барочному репертуару?

– К этому репертуару я обратилась сравнительно недавно. Однажды, услышав в моем исполнении одну из барочных арий, мой педагог сказала: «Вита, ты знаешь, это то, что принесёт тебе признание, это – твоя музыка». Позже известный театровед и музыкальный критик Алексей Парин задумал осуществить в Москве театральную постановку оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования». Алексей Васильевич пригласил меня попробовать свои силы в этом виртуозном редко исполняемом репертуаре, исполнить одну из главных ролей – Красоту (Bellezza). И когда я начала знакомиться с этой музыкой, я поняла, что могу сделать это хорошо и получаю такое большое удовольствие от того, что делаю. С тех пор в моем исполнении часто звучит музыка эпохи барокко. Но я не отказалась от исполнения камерных сочинений, а также оперных арий и ансамблей.

 Вита, мы знаем, что вы принимали участие в фестивале Василия Ладюка «Опера Life». Расскажите поподробнее.

– С Василием мы вместе учились, сейчас продолжаем общение. Для одного из концертов своего фестиваля он придумал необычную для академических певцов джазовую программу и пригласил меня и моего мужа тенора Георгия Васильева. Мы втроем исполняли вокальные номера из оперы Гершвина «Порги и Бесс» и мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история», а также джазовые песни и дуэты. На концерте царила очень теплая атмосфера. Я от души желаю этому фестивалю процветания и выхода на международный уровень.

 Расскажите, пожалуйста, когда в семье два певца, нет ли некоторого противоборства?

– Наоборот! Мы же оба музыканты, можем поддержать друг друга, дать ценный совет. Конечно, мы стараемся делать это деликатно, ведь артисты – тонкие натуры, а мы ещё и муж с женой, что создаёт ещё большую ответственность (смеётся). А с недавнего времени мы стали вместе выступать, вместе придумывать программы концертов, репетировать, ездить на гастроли, чему я очень рада!

 Вы хотели бы работать в оперном театре?

– Так сложилось, что моя карьера началась с концертных выступлений, и со временем я поняла, что это мне нравится: я предоставлена сама себе в выборе репертуара, времени и места проведения концерта. И публика видит на сцене меня, а не образ, созданный и иногда навязанный оперному певцу режиссёром. С другой стороны, работать в штате оперного театра шесть дней в неделю круглый год у меня нет возможности, так как у меня семья.

 У вас большая семья?

– Да, у нас трое детей: мальчики учатся в Хоровом училище при Академии, в которой учились мы с мужем, получают профессиональное академическое музыкальное образование, а дочка ещё маленькая, только три года исполнилось, но и она старается от братьев не отставать. Так что дома у нас очень шумно и весело.

 Можете рассказать о каких-нибудь традициях Вашей семьи?

– У нас есть одна интересная традиция. Вечером, перед сном, мы зажигаем свечу и рассказываем, у кого что интересного произошло за день. Это некое таинство и, в то же время, общение друг с другом. А ещё мы любим путешествовать, и наша профессия даёт нам для этого прекрасную возможность. Ведь это так интересно – знакомиться с культурным наследием, менталитетом, кухней разных народов мира. И, конечно, общаться с людьми.

 Вы говорите на иностранных языках?

– Я говорю по-английски, немного понимаю итальянский и немецкий. Мой супруг владеет несколькими языками. Я рада, что таким образом и наши дети приобретают языковые навыки, уверена, что в будущем им это очень пригодится.

 Сейчас у подростков более тесное общение с компьютером, гаджетами, чем с родителями. А как в вашей семье?

– Мы стараемся поддерживать баланс. С одной стороны, в современном мире без техники не обойтись, но мы стараемся оградить наших детей от бесполезного использования гаджетов. У них установлены программы по изучению иностранных языков, классической музыки, книги, а если игры, то тоже в основном познавательные. С другой стороны, мы стараемся свободное время проводить с детьми: вместе играем, читаем, учимся готовить и путешествуем.

 Вы не заставляете детей заниматься музыкой, это происходит естественно, само собой?

– Вы знаете, в нашей семье музыка звучит круглосуточно, так что у них просто нет выбора (смеётся). Каждый из них поёт с самого детства, знает весь репертуар родителей наизусть!

 Что вы читаете вместе с детьми?

– Конечно, это замечательные детские стихи А. Барто, К. Чуковского, сказки А. Пушкина, детские рассказы К. Паустовского. С мальчишками у нас дальше были А. Линдгрен, Р. Стивенсон, Ж. Верн и всевозможные энциклопедии, что будет с дочкой, посмотрим!

 Какие произведения вы бы включили в свой список, обязательный для прочтения детьми?

– Мне кажется, это могут быть сочинения разных авторов и жанров, главное, чтобы они развивали воображение, давали понятие о добре и зле, воспитывали в детях чувство прекрасного. И, безусловно, большУю часть должна составлять поэзия.

 У вас большая домашняя библиотека?

– Книг очень много. Их уже некуда ставить. И я убеждена, что очень важно, чтобы это была именно живая книга, а не электронная.

 Расскажите о вашей работе с «Мосфильмом».

– Это был проект с Эдуардом Артемьевым. Я записала несколько треков для фильмов. Вышел диск, где я и мой супруг записали песни к фильму Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король». Вообще, мой голос должен был быть в фильме. Первоначально планировали на роль актрису Николь Кидман, но вместо неё играла Юлия Высоцкая. У Юлии низкий голос, а у меня сопрано. Поэтому в фильме пела другая певица – из Америки, а моим голосом записан саундтрек к фильму. Вообще, интересно было работать, общаться с такими замечательными людьми.

 Какую музыку вы слушаете дома для души?

– Дома мы слушаем разную классическую музыку, в зависимости от настроения. Любим Рахманинова, Баха, Моцарта.

 Популярную музыку не приветствуете?

– Нет, поп-музыку не слушаем, из эстрадной музыки предпочитаем джазовые композиции.

 Как же детский репертуар?

– Обязательно! И это не только затёртые до дыр диски, выпущенные БДХ (Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. – Прим.ред.), но и музыка из советских мультиков и детских кинофильмов.

Вита Васильева любезно предоставила сайту kultura174.ru две песни в своем исполнении.

Ch. Gounod, Romeo et Juliette, duet "Va! je t'ai pardonné!... Nuit d’hyménée"

J.S. Bach, "Erbarme dich, mein Gott", Matthäus-Passion, BWV 244. VITA VASILIEVA

_______________________________

Вита Васильева окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова (класс профессора С.Г. Нестеренко) и аспирантуру Академии по специальности «Искусствоведение». Уже во время учёбы с успехом выступала во многих концертных залах России, Японии, Германии, Франции и других странах. Вита Васильева – приглашённая солистка Ансамбля солистов «Эрмитаж» (художественный руководитель – Александр Гиндин). В репертуаре певицы арии и дуэты из опер Генделя, Моцарта, Доницетти, Беллини, Россини, Бизе, Гуно, из кантатно-ораториальных произведений Вивальди, Баха, Генделя, Мендельсона, Гайдна, Моцарта, камерно-вокальные сочинения русских и зарубежных композиторов.

________________

Мы выражаем благодарность Залу органной и камерной музыки «Родина» и лично директору Ирине Александровне Андреевой за помощь в организации интервью.



Поделиться:
Дата публикации: 11 марта, 2017 [10:39]
Дата изменения: 18 января, 2023 [14:54]