Дариуш Клеховски

21.03.2017

Дариуш Клеховски: «Пусть не будет санкций на культуру»

В феврале в Челябинске, в рамках фестиваля авторского кино «Полный артхаус», была представлена ретроспектива фильмов Анджея Вайды. О фильмах великого режиссёра, а также проектах и планах Польского культурного центра в Москве сайту kultura174.ru рассказал директор центра Дариуш Клеховски.

– Дариуш, расскажите, пожалуйста, о Польском культурном центре. Чем вы занимаетесь, какие у вас программы?

– Правильнее называть Польский институт. Всего польских институтов в мире 25, в России – два. Наш центр в Москве – основной, он работает практически по всей России. Петербургский центр работает на северную часть страны. Главная наша задача – продвижение за рубежом польской культуры. У нас очень широкая деятельность – это и художественные, и научные проекты. Например, в январе в институте прошёл первый симпозиум польских и российских историков медицины. Есть историческая программа, например, под нашим патронатом создана Польско–Сибирская библиотека. Мы делали презентацию книги профессора Леонида Островского из Новосибирска, который написал о поляках Западной Сибири. Есть программы театральные, кинематографические, из области визуального искусства, литературы. В прошлом году стартовал проект в одиннадцати российских городах. Недавно я был во Владивостоке, планируем там два проекта, один из них – ретроспектива Анджея Вайды. Практически мы повторим челябинскую программу, показанную на фестивале «Полный артхаус». 

 Вы были лично знакомы с Анджеем Вайдой?

– Да, я с ним встречался. Первый раз очень-очень давно, когда только закончил учёбу и работал в Кракове. Вайда жил в Кракове, он любил просто сидеть в краковских ресторанах и кофейнях, и люди к нему подходили. Так случилось и со мной: случайно встретились, немного поговорили. А потом, в 2013 году, мы встречались, когда с «Золотой Маской» я организовал фестиваль российского театра в Варшаве. Приезжал Лев Додин с Малым драматическим театром со спектаклем «Жизнь и судьба». Широко известная постановка. Вайда позвонил и сказал, что хочет её посмотреть и встретиться с Додиным. Я всё организовал. Они знали друг друга раньше, но как-то не получалось увидеться и пару часов просто поговорить об искусстве. Та встреча прошла очень душевно.

 Какую программу вы привезли на фестиваль «Полный артхаус»? Как подбирались фильмы?

– Приезд в Челябинск связан с нашим сотрудничеством с Вячеславом Шмыровым. Идея приехать в Челябинск возникла в прошлом году, в ноябре. В Екатеринбурге, в Ельцин центре, мы организовали ретроспективу фильмов Анджея Вайды, и, конечно, привезли «Катынь». Приехал Сергей Гармаш и польские актёры. Вячеслав Шмыров предложил показать программу челябинцам. Я несколько раз присутствовал на показе «Катыни». И мне показалось, что в Челябинске она произвела самые сильные впечатления на зрителя. Фильм «Катынь» важный как для самого Вайды, так и для польско–российского диалога. Потому что, если мы не будем разговаривать о сложных вещах, не будем решать их, то у нас эти отношения всегда будут сложными. 

Все фильмы ретроспективы отражают разные периоды творчества Анджея Вайды. «Корчак» – сильная картина со сложной темой польско–еврейских отношений. Вайда часто делал фильмы по мотивам литературной классики. Михаил Булгаков был для него одним из самых важных писателей, мы хотим обратить на это внимание картиной «Пилат и другие». «Пепел и алмаз» – фильм, который знают в России, мы хотели напомнить о нём. Вайда снял огромное количество фильмов, в том числе короткометражные, документальные. Поэтому сложно выбрать, какой был самый хороший, самый важный. 

Актёрский состав картин Вайды всегда «звёздный». Это было такое достижение – играть у Вайды. Он работал не только с польскими, но и с российскими и французскими актёрами. В фильме «Дантон» играет Жерар Депардье. Когда в Екатеринбурге мы встретились с Сергеем Гармашом, он много рассказывал про работу с Вайдой. И было видно эмоциональную связь актёра с режиссёром. Я благодарен российским журналистам, за то, что, когда умер Вайда, они почтили его память, сделали хорошие материалы. Для нас в Польше это очень важно.  

 В Польше фильмы Анджея Вайды тоже проходят в рамках фестивальных программ? 

– Сейчас главная история – это новый фильм Анджея Вайды «Послеобразы», который он успел подготовить, смонтировать, но не дождался премьеры. Это история художника Владислава Стржеминского. Неофициальная премьера фильма была в Польше в 2016 году во время Гдыньского кинофестиваля польских фильмов, который традиционно проходит в сентябре. Вайда встречался со зрителями. К сожалению, спустя несколько недель он умер. И сейчас все сосредоточены на этой премьере. По телевидению, конечно, идут фильмы. На фестивалях, которые проходят в Польше, тоже можно посмотреть его картины. 

 Вы хорошо говорите по-русски, у вас великолепный словарный запас. Вы специально обучались языку?

– История очень простая: в социалистическое время в польской школе русский язык был обязательным. Я учил его с четвёртого или пятого класса. Но вы же знаете, когда тебя принуждают, то кажется, что это навязывают. Однако что-то осталось. А потом, по программе Министерства образования и науки я уехал работать преподавателем в Красноярск и был вынужден выучить русский язык. И тогда уже целенаправленно, с любовью этим занимался. И, конечно, практика – это Красноярск, я преподавал предмет «польский язык как иностранный», вёл занятия по польской драматургии, польской литературе на русском языке. Эта практика мне много дала. После возвращения в Польшу я работал в институте Адама Мицкевича – это такое учреждение, которое занимается продвижением польской культуры за рубежом, я отвечал за проект в России. Там я работал больше пяти лет, часто приезжал в Россию и здесь работал практически со всеми – с фестивалем «Золотая Маска», с музеем им. А.С. Пушкина мы делали большие проекты.

Тогда я познакомился с дирекцией филармонии в Екатеринбурге, с ними тоже проводили совместные концерты. Театральную среду России я знаю неплохо, упущение – это Челябинск. Говорят, что в России тысячи театров, драмтеатров, но я, наверное, не больше 150 знаю, в основном московские, я был во многих небольших сибирских городах, где есть театры. В Челябинске я посетил драмтеатр. В Камерном театре, по-моему, получил предложение ставить спектакль один из молодых режиссёров, который уже заканчивает Петербургскую академию. Это тоже интересная история, время от времени поляки учатся в театральной академии в Петербурге. В Польше знают, что эта академия даёт хорошие возможности работать с русской драматургией. Потом эти поляки ставят в Польше спектакли по русской драматургии. В прошлом, может быть, этих контактов было больше, но они остались и сейчас. Я, например, дал свой рояль для репетиций польскому пианисту, который учится в консерватории им. П.И. Чайковского на четвёртом курсе. Он сейчас единственный польский студент в этой консерватории. Задача нашего центра – объединять, вести диалог. Каждое мероприятие является таким диалогом. Если это показ фильмов, то это диалог с публикой.  

 Что бы вы пожелали нашим читателям и всем челябинцам? 

– Во-первых, чтобы метеориты не падали. Это не только мешает жить, это катастрофа для региона. В области культуры я желаю, чтобы было больше сотрудничества с европейскими странами, несмотря на политическую обстановку. Пусть не будет санкций на культуру – это самое главное. А то, что касается сотрудничества Польши и Челябинска, я могу обещать, что оно будет, если будет желание челябинцев и челябинских властей, мы с удовольствием будем представлять польские проекты.

_________________________________________

Дариуш Клеховски  по образованию полонист-литературовед. В 1991 году окончил Университет в Лодзи. Занимался творчеством Витольда Гомбровича и Юлиана Стрыйковского. Работал учителем в лодзинских школах, преподавателем в Лодзинском университете и Сибирском федеральном университете в Красноярске. 

Дариуш был актёром в театре пантомимы, занимался перформансом и режиссурой в молодёжных театрах. В 2009-2015 годах работал в Институте Адама Мицкевича, где отвечал за культурные проекты в России и Беларуси. В 2011 году был координатором культурной программы Польского Председательства в Москве и Минске. Реализовал проекты со многими российскими партнёрами, в том числе фестивалем «Золотая Маска», ГМИИ им. Пушкина, Театральным фестивалем «Радуга» в Санкт-Петербурге, Свердловской филармонией в Екатеринбурге, Красноярским музейным центром. Страсть Дариуша – сибирская тематика. 


дата создания: 17.04.2017 10:28, дата последнего изменения: 06.12.2023 14:20