Наталья Благих

09.03.2018
Наталья Благих: «Театр – это не музей, он не может находиться в замороженной стерильной ситуации»
 
Со 2 по 8 марта 2018 года в южноуральской столице прошёл шестой по счёту театральный форум «CHELоВЕК ТЕАТРА». 
 
В этом году в рамках фестиваля состоялся ряд мастер-классов и творческих встреч. Студенты Челябинского института культуры встретились с лауреатом «Золотой маски» Натальей Благих.
 
Специально для сайта Управления культуры Наталья Александровна дала небольшое интервью. 
 
 
– Наталья Александровна, добрый день. Рады приветствовать вас на уральской земле. Мы знаем, что Челябинск – это ваш родной город. 
 
– Да, я родилась и выросла в Челябинске. Поступила на библиотечный факультет института культуры. К сожалению, сразу почувствовала, что это не моё: все эти библиотечные карточки и тому подобное. Меня отчислили с первого курса за непосещаемость. Потом были сомнения, метания: долго не могла определиться, чем же я хочу заниматься. Ещё и время было такое неспокойное – 90-е годы. Пошла в модельный бизнес. Кстати, перед вами первая Мисс Челябинск в истории нашего города. В 1993 году я всё-таки определилась и решила поступить в театральный институт в Москве, но не потому, что я чувствовала особенный призыв к этой профессии. В то время я уже была замужем. Супруг, закончивший режиссёрский факультет челябинского института культуры, поехал поступать в ГИТИС и взял меня с собой. Так я попрощалась с Челябинском. Поступила в ГИТИС на актёрский факультет, на курс Петра Наумовича Фоменко. У него было особое чутьё, особый глаз, который видел не то, что есть, а что может быть. Убеждена, что если бы пошла к другому мастеру, и меня бы не взяли, то, наверное, не сильно и расстроилась бы. 
 
 Что для вас фестиваль «Человек театра»? 
 
– Я впервые на фестивале. К сожалению, в силу большой загруженности мало что успела посмотреть. Для меня этот фестиваль, прежде всего, встреча с родным городом, людьми, которых я знаю. Любой фестиваль, какой бы направленности он не был, какие бы задачи перед собой не ставил, – это чрезвычайно полезное и необыкновенное дело. Подобные фестивали, безусловно, необходимы, особенно это важно для городов, отдалённых от столицы.
 
 С вашей точки зрения, какую функцию несут такие фестивали?
 
– Конечно, это общение между театральными людьми. Важно, чтобы коллективы, которые не имеют возможности часто выезжать на гастроли, чувствовали, что они вписаны в контекст российской театральной жизни. При этом для артистов весьма значимо услышать как мнение профессиональных критиков, так и зрителей. Возможно, для некоторых молодых артистов этот фестиваль станет судьбоносным. Здесь могут произойти такие необыкновенные встречи, которые определят всё твое будущее.

 Для вас предпочтительнее играть в театре или в кино? 
 
– Так сложилось на данный момент (на будущее не зарекаюсь, никто не знает, что нас ждёт), сегодня моя творческая судьба связана с театром, в кино я снималась не много: оно для меня приоритетом не стало. Отчасти это был мой выбор: когда мне поступало несколько приглашений – в новый спектакль или в кинокартину, предпочитала роль в спектакле. Но я открыта для предложений, с радостью приезжаю на пробы, время от времени снимаюсь. Я, конечно, понимаю, что кино для артиста – это, прежде всего, узнаваемость. Однако так мало фильмов, которые сделают из тебя мастера, и режиссёров, которые способны сделать из тебя артиста с большой буквы, тоже чрезвычайно мало. Попасть к ним – это счастье и удача. Уверена, моя роль в кино ещё впереди. Я думаю, что не надо суетиться, не надо жить с ощущением, что всё проходит мимо тебя, что ты чем-то обделён, нужно просто спокойно и достойно делать своё дело. И получать от этого удовольствие.
 
 
 Какой ваш творческий девиз? Что для вас творчество? 
 
– Скажу так, никакой миссионерской нагрузки я не чувствую, не нагружаю себя никакими обязательствами. Я очень люблю стихию игры, хулиганство, получаю удовольствие от пребывания на сцене. Когда я пришла в московский театр «ET CETERA», Александр Александрович (А.А. Калягин, художественный руководитель московского театра «Еt Сetera». – Прим. ред.) нам, молодым, сказал такую фразу: «Играйте так, чтобы мать родная не узнала!» Для меня это стало и творческим девизом, и своего рода профессиональным вызовом – следующую роль сыграть так, чтобы она была не похожа на всё, что я играла до этого. И это я могу приписать к своим скромным творческим достижениям.

 Можете вспомнить самые непохожие друг на друга роли, которые вы сыграли? 
 
– С одной стороны, роль Уллы в мюзикле «Продюсеры», за которую в 2009 году я получила «Золотую маску». Улла – сама женственность. С другой стороны, Аглаоника в постановке Володи Скворцова «Орфей», я там играю эпатажную, очень агрессивную женщину, такая феминистка до мозга костей – мужененавистница. Эти героини очень разные. Для меня важно, чтобы они не были похожи на меня, чтобы каждая роль удивляла даже моих друзей. К счастью, у меня это получается.
 
 Есть у вас что-то общее с вашими героинями, например, с феминисткой Аглаоникой? 
 
– Дело в том, что сама актёрская профессия предполагает, не быть привязанной исключительно к проявлению женственности. У Мерил Стрип есть прекрасное выражение «Актриса – это больше актриса, чем женщина, а актёр – это больше мужчина, чем актёр». Для актрисы важно уметь отступать от женственности, иначе репертуар будет очень узкий.
 
 
 Кого вы считаете своими учителями?
 
– Это, конечно же, Александр Александрович Калягин, Роберт Стуруа и Пётр Наумович Фоменко. Эти три имени определяют для меня всё. 

 Бытует мнение, что русский язык сильно изменился за последние десять-пятнадцать лет. Вы согласны? 
 
– Если говорить о вульгаризации языка, то изменения, конечно, произошли. Сегодня, если мы зайдём на молодёжную интернет-страничку, то ничего не поймём. У юных свой язык. Я считаю, бороться с этим в жизни бессмысленно. Так или иначе, язык тоже живая структура, он существует по своим законам, впитывает всё, с чем сталкивается, перерабатывает, отбрасывает и что-то оставляет. 
 
Театр – это та сфера, где мы всё-таки имеем возможность задержать этот процесс. Но следует учесть, что и театр бывает разный. Например, «Театр.dok» (театр документальной пьесы. – Прим.ред.) – это театр  непосредственного контакта с жизнью. Если вы хотите увидеть зеркальное отображение – осмысленное, но зеркальное отображение, то идёте в театр «Практика». Здесь вы не предъявляете претензий, более того, вы не хотите очищенного от этой вульгарности языка. Если вы хотите слышать культурный русский язык, вы посещаете Малый театр. Театр – это тоже живая структура, это не музей, он не может находиться в замороженной стерильной ситуации.
 
 Любите ли вы читать? Есть ли у вас предпочтения в литературе?
 
– Если удаётся, читаю обязательно, запойно. Но, чего не люблю, так это электронный текст, я его просто не воспринимаю. Присылают сценарии или пьесы для прочтения, мне приходится их переносить из интернета на бумагу.
 
 Ваши любимые писатели, произведения?
 
– Как бы банально это не прозвучало, но хочется назвать Достоевского, Пушкина, Толстого, Довлатова. Для восстановления эмоциональных сил читаешь именно этих авторов. С другой стороны, я стараюсь, быть в курсе всего, что происходит в современной литературе. Я стараюсь не пропускать ничего из того, что появляется у Людмилы Улицкой и Дины Рубиной. Мне кажется очень интересным, что у нас такая сильная женская литература в последнее десятилетие.
 
У меня недавно был период, когда я запоздало, но прочитала почти всё, что у нас переведено у Харуки Мураками. Притом, не потому, что мне это необыкновенно нравилось, а потому что я столкнулась с мышлением, которое значительно отличается от нашего, я имею ввиду европейский тип мышления. Я абсолютно не могла предугадать, куда движется сюжет, не могла сама сделать вывод из того, что он излагает. Я вдруг столкнулась с типом мышления, которое не совпадает с нашей типологией, это и привлекло внимание.
 

 Что бы вы хотели пожелать своим землякам и фестивалю «Человек театра»?
 
– Фестивалю пожелаю БЫТЬ! Зная, как это сейчас непросто – столько усилий приходится прилагать, чтобы существовать и процветать. Непросто найти деньги, непросто всё организовать, особенно сегодня, когда не хватает средств на дороги, образование, здравоохранение, экологию. Уже, казалось бы, какой фестиваль, какой театр? И замечательно, когда власти города понимают, что это необходимо. 
 
Своему родному городу желаю процветания, чтобы максимальные усилия были направлены на решение экологических вопросов. К сожалению, я вижу, что ситуация к лучшему пока не меняется. Надеюсь, что у всех хватит мудрости не махнуть на проблему рукой.
__________________________  
Благих Наталья Александровна, заслуженная артистка РФ (2009). Родилась 16 февраля 1972 года. Окончила РАТИ (ГИТИС) в 1997 (курс П. Фоменко). Спектакль «Свадьба» (роль Змеюкина) принимал участие в Третьем международном театральном фестивале им. А.П. Чехова. С 1998 работает в «Et cetera». 

дата создания: 06.04.2018 16:13, дата последнего изменения: 19.01.2023 15:38