[Версия для печати]

Жанрово-стилевой анализ пьесы Артема Головнина «Семена» 

М.М. Махмутов 

г. Челябинск, ЮУрГУ 

 

Пьеса Артема Головнина «Семена» − это произведение с глубоким нравоучительным подтекстом. В ней поднимается один из важных вопросов человеческой жизни − вопрос наследственности поколений, способности человека как отвечать за свои поступки, так и брать на себя ответственность за поступки других, даже своих предшественников. В названии пьесы метафорически отражены несколько основных мотивов произведения: «семена» − это тот след, что человек оставляет в себе, то, что он закладывает в сознание своих детей, и в целом все то, что он несет в мир. И неслучайно пьеса разделена на две линии: в одной прошлое, где семена «сеются», и настоящее, где они уже «прорастают», настигая героя, заставляя его, наконец, принять ответственность за совершенный поступок. 

Вся композиция пьесы диалогична, она представляет собой два разных места времени и действия. И два противоположных полюса постепенно вступают в борьбу и, сближаясь, в конце концов соединяются. Классический принцип «единства места, времени и действия» раздваивается, и в произведении одновременно сосуществуют два места, два времени и, соответственно, два действия. 

Первое место − это «тундра», время «прошлое», а действие подобно мифическому, герой сбивает машиной оленя и понимает, что его дальнейшая судьба решена (аналогично убийству тотемного или священного животного, что строжайшим образом каралось в первобытных обществах). Второе место − это дом в «средней полосе», время «настоящее», а действие составляет конфликт между главным героем (Щербаковым) и его сыном (Колей), который хочет уехать жить из средней полосы назад в тундру. Пьеса, поначалу выглядящая реалистической, к середине начинает терять «твердость» и превращается в подобие сна или мифа, своеобразного «северного сказания», что и создает атмосферу «сакральности». И мы видим, как герои не просто меняются, но в соответствии с канонами мифа проходят инициацию. Но та «инициация», что нужна героям, требует от них определенных жертв, и происходящие события сначала окончательно разводят отца и сына, а затем соединяют. Правда, для каждого выбран свой путь и свои требования: для сына добровольное возвращение на север равняется принятию ответственности и попытке начать строить собственную жизнь, а для отца, ненавидящего север, возвращение туда является смертью.  

По своей форме данное произведение является, несомненно, драматическим, но кроме этого имеет ряд особенностей, не совсем укладывающихся в рамки драмы. Первая особенность заключается в присутствии в пьесе избыточных ремарок, содержащих большое количество подробностей, которые невозможно воспроизвести на сцене, а можно лишь представить в процессе чтения. Вторая особенность заключается в том, что принцип единства места, времени и действия не сохраняется, так как в пьесе сосуществуют одновременно два времени, места и действия, и оба развиваются друг с другом наравне, то есть одно в другом не упоминается или рассказывается, как если бы об одном времени вспоминали  в другом, они именно сосуществуют. Совместное существование двух времен и их переплетение осуществляется при помощи кинематографического приемам монтажа, за счет чего возникает одна картина, но развивающаяся из двух параллельных историй. 

Персонажи пьесы созданы традиционным для драмы способом, герой, его облик и его поступки равняются его речи, и через нее мы видим позицию и образ. 

И, конечно же, пьеса «Семена», как и большинство современных драм, написана простым языком с большим количеством просторечных слов, а также ругательств. Важно, что ругательства вставлены не случайно, они отражают постепенное изменение сознания героев, из стабильного оно переходит в нервозное. 

Если в начале пьесы Щербаков говорит спокойно и не употребляет бранных слов, то к концу напряжение нарастает, он употребляет ругательства чаще, и они делаются жестче. В противовес Щербакову изображён олень, хоть он и животное, тем не менее, он вежлив. Он говорит культурнее, чем человек. Эта особенность противопоставляет его Щербакову, олень выглядит вершителем правосудия, но его месть касается всего, что сделал Щербаков – он посеял семена горя не только для себя, но и для своего сына. Его поступки не отличаются никакими благородными качествами: он убивает животных, он жесток со своим сыном, он погубил росток папоротника (так же, как он поломал жизнь своему сыну). Он ненавидит свое прошлое и не желает нести ответственность за поступки. Также в противовес Щербакову поставлен Майор, который имеет увечье физическое (у Щербакова оно духовного характера). Но важно то, что он выдерживает инициацию, его намерения чисты, и «губительный север» через встречу с оленем исцеляет его и дает ему новую жизнь, а для Щербакова путь к очищению только один – смерть. Но месть для чукчи и оленя не были самоценны, напротив, они пытались дать Щербакову второй шанс. Именно для этого и введен Чукча, он врачует Майора, он заботится об олене, его не пугает «губительность севера». Он обладает чувством, не знакомым Щербакову, – сострадательностью, это чувство он приобрел после удара оленя. Необычно то, что и Щербаков приобретает человеческую способность понять другого, но лишь после своей смерти. Это показано в последней сцене. 

В пьесе «семена» смешиваются и жанры, и роды литературы. По форме она выглядит как классическая драма, с той только разницей, что в ней все удвоено, как уже говорилось выше. А герой и его поступки больше схожи с героем эпическим, так как своими действиями он нарушает баланс в мире, и лишь в конце своей смертью он его восстанавливает. Об эпическом характере говорит и наполовину мифический характер событий, а также присутствие таких героев, как олень и чукча, которые сами по себе выглядят как герои легенды. Таким образом, уместно обозначить жанр данного произведения как эпическая драма. 

Главной стилистической особенностью данного произведения можно назвать диалогичность, она содержится во всем: в композиции, в сюжете и в противопоставлении персонажей. Даже визуально, на бумаге, пьеса выглядит длинным диалогом с недлинными фразами. Ни в одной сцене персонажи не ведут монологов, напротив, это всегда диалог и всегда столкновение. И согласно этому принципу все, что появляется в пьесе, имеет свой антипод. И даже внутри сознания главного героя (Щербакова) мир делится на две части: это север и средняя полоса. Это представление главного героя о гиблости севера и невозможности в нем жить проходит через весь текст. Поначалу можно решить, что подобное изображение севера объективно и подобный взгляд разделяют все персонажи, но в нескольких коротких и, казалось бы, незначительных фразах раскрывается истинный смысл изображения суровости севера, для Щербакова − он пугающая долина смерти, для других же − повод жить мужественно и быть человечнее к людям. 

Также нужно отметить, что важной стилистической особенностью данного текста является его «ускользающий» смысл. Фразы персонажей предельно скупы, они не разворачивают перед читателем полной картины, напротив, заставляют бесконечно снова и снова связывать все прочитанное между собой. Ни один персонаж не высказывает прямо своих намерений, они скрыты. Таков же и финал пьесы, он подводит итог всем событиям, но из-за своей фантастичности становится метафорой, притчей, которую необходимо истолковать в соответствии со всем, что произошло перед этим. 

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что данное произведение отличается оригинальной формой, созданной благодаря приемам, взятым из разных родов литературы, а также своеобразным содержанием, впитавшим в себя особенности из совершенно неоднородных литературных традиций. 

 

Библиографический список 

1. Фестиваль Любимовка. – lubimovka.ru – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 03.06.2016). 



Поделиться:
Дата публикации: 15 марта, 2019 [09:26]
Дата изменения: 01 апреля, 2019 [16:15]