[Версия для печати]

Видеопоэзия в формировании нового читателя

Т.Ф. Семьян, Е.А. Смышляев

 

Развитие и доступность новых информационных технологий (видео, аудио, всемирная информационная сеть) активно влияет на бытование художественных текстов. В результате медиализации словесности появились новые виды искусства, сочетающие в себе вербальное и невербальное: видеопоэзия, саунд-поэзия, визуальная поэзия. Эти виды медиапоэзии активно развиваются в последнее время, стремятся выделиться в отдельные области искусства. 

Анализ видеопоэзии наиболее плодотворен для создания общего представления о феномене медиапоэзии, поскольку в рамках одного поэтического клипа могут быть объединены визуальные и вербальные (слово-титр, шрифтовая акциденция, слово-аттракцион), аудиальные (мелодия, звуковые выделение, специфическая декламация) и кинематографические (монтаж, эстетика кадра, кинематографический интертекст) приёмы. 

Встраивание медиа в художественные процессы, прежде всего, сказывается на соотношении восприятия и воображения. Читателю предоставляется возможность самому достроить представленный объект и выделить в нем эстетически существенные качества. Однако, при взаимодействии и конкуренции двух противоположных кодов (вербального и невербального) возникают трудности восприятия и рецепции медиапоэзии современным читателем-зрителем-слушателем. 

Главным условием адекватности восприятия видеопоэзии является наличие у читателя культурного опыта; визуальные коды текста, видеоряд, звук, техника декламации текста должны быть вписаны им в определённую традицию. Все воспринимаемые формы должны быть «опробованы» читателем опытным путём. Так, при первом знакомстве с произведением читатель, прежде всего, решает для себя вопрос о жанрово-родовой принадлежности культурного объекта, иными словами определяет, что он будет читать-слушать-воспринимать: поэзию, клип или собственно музыкальное произведение. При восприятии видеопоэзии читатель вынужден совмещать принципы кинорецепции, рецепции текста, а также рецепции музыкального произведения. 

Говоря о новом читателе, важно отметить его опыт восприятия визуальной информации. В 1990-е годы визуальное становится тотальным: кино, телевидение, масс-медиа далеко не исчерпывают сферы визуального; визуализации подвергаются все сферы человеческой жизни. В культуре происходит настоящий бум визуальности. Психологи говорят о клиповом сознании. Ускоренный темп современной жизни требует все большей быстроты восприятия информации. А поскольку зрительная модальность в этом процессе первична, следовательно, лучшим способом распространения информации является визуальный. Новый тип текста – визуально активный – предполагает изменения в отношениях автор – читатель; требует активного читателя, способного улавливать и расшифровывать визуальные маркеры. Современный читатель и зритель текста уравнены и объединены между собой.

Отечественные исследователи феномена видеопоэзии (Д. Давыдов, Е. Троепольская, А. Родионов, А. Житенев) отмечают, что причины внезапного расцвета видеопоэзии «заключаются в размывании границ между видами искусства, в синтезе видов» [2]. Современность диктует новые формы: короткий метр, музыкальные клипы и видео-арт.

Видеопоэзия, по мнению британского художника, поэта, исследователя современного искусства Пабло Мело э Кастро является «синтетическим видом искусства» [5, с. 180], в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, который может быть представлен графически или декламироваться. Это пограничное направление: с одной стороны оно связано с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой – с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей – с видеозаписью поэтических чтений, но, в отличие от них, в видеопоэзии видеоряд несёт дополнительную смысловую нагрузку, обогащает произведение либо акцентирует в нём определённую интерпретацию. Видеопоэзию также называют видео-визуальной поэзией, поэтроникой, поэтическим видео, медиапоэзией, кино-поэзией, стихоклипом, поэтическим клипом.

Родоначальниками жанра видеопоэзии в России считают поэтов Александра Горнона и Дмитрия Александрович Пригова. Активно развиваться в России видеопоэзия начала в середине 2000-х, когда для участия в немецком фестивале «Зебра» группа московских энтузиастов во главе с Александром Гавриловым сделала несколько роликов на стихи современных поэтов.

Подробно остановимся на развитии видеопоэзии в уральском регионе. 

Говоря о родоначальниках жанра видеопоэзии и идее синтеза искусств, в качестве примера стоит привести работу пермской творческой группы «Эскиз», в которой объединились поэты В. Кальпиди и В. Дрожащих, художники В. Смирнов и В. Остапенко, фотографы Ю. Чернышев и А. Безукладников в 80-х годах ХХ века: «молодые художники, поэты, рок-музыканты, фотографы, кинематографисты жили в тесном содружестве, усиленном, может быть, не столько совпадением направлений художественных поисков, сколько совместным противостоянием официозной эстетике и вкусам» [1, с. 321]. Одним из главных результатов деятельности творческой группы «Эскиз» стала слайд-поэма «В тени Кадриогра». В слайд-поэме, в результате совместного творчества В. Кальпиди, В. Дрожащих, В. Смирнова и П. Печенкина, объединились выразительные возможности разных искусств. Это было яркое и эстетически интенсивное явление. Первая демонстрация поэмы «В тени Кадриорга» состоялась в 1982 году. Исследователь уральской литературы Анна Сидякина так описывает впечатление от слайд-поэмы «В тени Кадриогра»: «В целом зрелище “Кадриорга” производило ошеломляющее впечатление. Большая часть публики, собиравшейся на показы слайд-поэмы, не очень хорошо понимала его поэтическую часть и новизну видеоряда – сама по себе сложная ассоциативность оставалась, как правило, за рамками восприятия. Но мощный энергетический сплав единым потоком голосов, поэзии, музыки, цветного изображения проникал сквозь фильтры обыденного сознания. Дух свободы и раскованности, пронизывающий все художественное действие слайд-поэмы, невозможно было не ощутить» [4, с. 29]. В своей дальнейшей поэтической деятельности В.О. Кальпиди продолжает активно осваивать синтетический вид искусства – видеопоэзию. Так, в 2001 году выходит клип «Не разглядывай ночью мужчину» и «Когда я спрыгну в полотно...». Оба клипа созданы в стилистике компьютерной графики конца 90-х в программах 3D-моделинга самим В.О. Кальпиди. Выбор цветовой гаммы, стиля, образности клипов отсылает читателя к сюрреалистичным полотнам Сальвадора Дали. В.О. Кальпиди создаёт с помощью поэтических клипов дополнительное пространство своих стихотворений, расширяет их семантическое поле. 

Обладая мощным культурным капиталом и литературным авторитетом в регионе, В.О. Кальпиди становится идеологом развития видеопоэзии на Урале. Так, в третьем томе Антологии современной уральской поэзии Виталий Кальпиди обращается к поэтам с призывом создавать видеозаписи авторского чтения, и, по возможности, видеоклипы по мотивам стихов. 

В уральском поэтическом контексте актуализация видеопоэзии произошла одновременно с общероссийским процессом. За эти годы появились такие работы, как «Простыни» и «Пью» (на стихи Яниса Грантса), «Из природы сна и воды» (на стихи Вадима Балабана), «Синоним» (на стихи Евгении Рябининой), «Примерно 15 лет» (на стихи Андрея Черкасова), «Толкаться» Евгения Горбачева, «Подъехал» и «Сосед» А. Самойлова и т.д. Челябинские поэтические видеоклипы выполнены в разных техниках: игровое видео, документальное видео, flash-анимация, 3D-анимация, коллаж.

Идея поэтического видеоарта стала одной из ключевых на проходящем, до недавнего времени, в Перми российском фестивале «СловоNova». Три года подряд фестиваль «СловоNova» представлял видеопоэзию в различных форматах: кураторы фестиваля видеопоэзии «Пятая нога» Екатерина Троепольская и Андрей Родионов привозили подборку лучших клипов своего фестиваля; в студенческих аудиториях проходили тематические лекции по видеопоэзии; в арт-резиденции – мастер-классы для начинающих видеохудожников. 

Жанр видеопоэзии очень популярен среди челябинских авторов. Самые активные челябинские поэты (Е. Горбачев, Кальпиди, К. Рубинский, А. Самойлов, и т.д.) создают видеоклипы на свои стихи. 

Видеопоэзия Яниса Грантса убедительно сочетается с литературной стратегией автора, главный элемент которой – игра с читателем, мифологизация образа автора. В произведениях Яниса Грантса отсылки к творчеству ОБЭРИУтов, в частности Д. Хармса, происходят на уровне мотивов, образов, поэтики, абсурдистских приёмов. 

Обращение Яниса Грантса к абсурду - важная особенность поэтики автора, отражающаяся и в его поэтических клипах. Например, в клипе на стихотворение «Мои» умелое использование компьютерной графики режиссёром Арсением Креховым работает в технике абсурдистских приёмов – это инверсия коммуникативных последовательностей, многозначность смыслов, соскакивание с темы, несоответствие ситуационному контексту. Режиссер подчеркивает основные абсурдистские приемы автора, а также компенсирует рецептивный разрыв между словом и текстом за счет аттракционного жеста и провокативного содержания изображения, строящегося на принципах гэга – комедийного приёма, в основе которого лежит очевидная нелепость (маски Хакамады, Сталлоне).

Видеопоэтический клип «Ливийская поминальная» автора из Челябинской области (г. Троицк) Вадима Балабана соединяет в себе визуальную и саунд-поэзию. Зритель погружается в сюрреалистическое пространство сна. Монотонное, молитвенное прочтение стихотворения погружает зрителя-слушателя в транс. Важное место в клипе отводится образу автора и того пространства, в котором он находится: на первой минуте показаны элементы его быта, очень вещественные и колоритные, как фильмах Тарковского (обшарпанные стены дома, хруст поленьев в старой печи). Важно отметить, что это именно личное пространство автора В. Балабана, который живёт очень скромно в маленьком городке челябинской области.  Кадры с пространством сна, резко выделяются на этом фоне за счёт динамичности, цвета и апокалиптичности пространства, представленного через визуализацию образов детей с оружием, разрушенных зданий, сгоревших автомобилей, пустыни и т.д.

В видеопоэзии, имеющей генетическое родство с кинематографом за режиссером закреплена роль интерпретатора: то есть, по сути, он идеальный читатель, который вступает с автором в творческий диалог. Фотограф, режиссёр и художник Анастасия Богомолова сняла поэтический клип на стихотворение «Офелия», написанное известным челябинским автором Константином Рубинским. В результате режиссёрской рефлексии над образностью поэтического текста получился ролик, в котором видеоряд и текст связаны не буквально, а ассоциативно. 

Шекспировский образ «Офелии, невинно утонувшей» воплощается в клипе с помощью приёмов монтажа: размытой картинки, эффекта расфокусировки. Камера позволяет зрителю глубже воспринять и осмыслить образы и словно бы смотреть на мир глазами Офелии, «сквозь зыбчатый пруд, со дна, где мертва». Аудио-трек группы The Chemical Brothers и медитативное прочтение текста самим автором расширяет смысловое поле клипа.

Ещё одним событием, подчёркивающим актуальность жанра видеопоэзии на Урале, стал конкурс «Маршрут 91», объявленный на портале известного издателя и культуртрегера Марины Волковой. 91 – это номер маршрутного такси, на котором автор – Александр Самойлов –  «по воле судьбы, ездит каждый будний день на работу и обратно. Путь автора пролегает почти через весь Челябинск, и автор благодарен судьбе, что все-таки не через весь» [3, с. 2]. 

Две работы видеопроекта (Подъехал / Сосед) были включены в программу фестиваля видеопоэзии «Пятая нога», проходившего в конце ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, и вошли в список хитов фестиваля видеопоэзии, по мнению редакции издания Lenta.ru. 

В поэтическом клипе А. Самойлова «Подъехал» используется одна  из наиболее продуктивных моделей синтеза вербального и невербального – слово-титр. Возникающий на глазах зрителя текст синхронизируется с чтением, а координация элементов текста позволяет передавать интонационные нюансы. Кинематографический приём субъективной камеры вписывается в индивидуальный авторский стиль Самойлова (минималистичность текстов, запечатление образа жизни обывателя). 

Одной из особенностей уральского поэтического процесса, отражающейся в видеопоэзии, является творческое взаимодействие поэтов друг с другом, идейно-эстетическая близость их творчества. Это отмечали исследователи современной поэзии – Данила Давыдов, Дмитрий Кузьмин. В видеопоэзии такое плотное сотрудничество поэтов проявляется на уровне эстетики кадра и использовании графических приёмов. 

 

Библиографический список

1. Абашев В.В. Пермь как текст [Текст] / В.В.  Абашев – Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. – 404 c.

2. Давыдов Д.М. Видеопоэзия как феномен и как разнообразие практик [Электронный ресурс] / Д.М. Давыдов // Русский гулливер. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.gulliverus.ru/gvideon/?article=1843 

3. Самойлов А. Маршрут 91 / А. Самойлов. – М.: Издательские решения, 2015. – 11 с. 

4. Сидякина А.А. Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы / А.А. Сидякина. – Челябинск: Галерея, 2004. – 313 с.  

5. Melo e Castro E.M. Videopoetry. Media Poetry: An International Antology.  Chicago: Intellect Books : The University of Chicago Press, 2007. P. 175–184. 

Referencеs

6. Abashev V.V. Perm as Text. Perm: Izdatelstvo Permskogo universiteta, 2000. P. 404. [in Russian].

7. Davydov D.M. Video Poetry as a phenomenon and as a variety of practices. Russkii gulliver, 2012. No. 1. Available at : http://www.gulliverus.ru/gvideon/?article=1843 [in Russian].

8. Samoylov A. Route 91. M.: Izdatelskie resheniya, 2015. P. 11. [in Russian].

9. Sidyakina A.A. The Marginals. Ural underground: living faces of lost literature. Chelyabinsk: Galereya, 2004. P. 313. [in Russian].

10. Melo e Castro E.M. Videopoetry. Media Poetry: An International Antology. Chicago: Intellect Books : The University of Chicago Press, 2007. P. 175–184. [in English].

 

Семьян Т.Ф., Смышляев Е.А. Видеопоэзия в формировании нового читателя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 184-188.

 

 

 

Фото из открытых источников



Поделиться:
Дата публикации: 21 июня, 2018 [15:16]
Дата изменения: 21 июня, 2018 [15:24]