[Версия для печати]

Никулин Юрий Владимирович, актер, клоун, писатель. Годы жизни 1921-1997. Юрий Никулин ушел в армию со школьной скамьи, прошел две войны (финскую и Великую Отечественную), провоевав таким образом с 1939 по 1946 год, горел в танке. Многое из того, что артисту довелось пережить на войне, он потом передаст в образах своих героев – военного журналиста Лопатина в фильме «Двенадцать дней без войны» и бойца Некрасова в картине «Они сражались за Родину». 

Еще на войне Юрий Никулин думал о том, чем будет заниматься в мирной жизни, и когда пришел с фронта, решил поступать во ВГИК, однако получил отказ, так как комиссия нашла его недостаточно красивым для кино. То же самое произошло и в театральных вузах. Никулин все лето поступал во все подряд театральные училища и институты, но его никуда не приняли, поскольку комиссии не обнаруживали в нем актерских способностей. У Юрия Никулина была еще и другая страсть. Он очень любил цирк и еще в детстве мечтал стать клоуном. Вспомнив свою детскую мечту, он решил еще раз попытать счастья и пришел в студию разговорных жанров при Московском цирке. Там ему улыбнулась удача: его приняли, и после окончания студии в 1950 году он начал работать клоуном в Московском цирке. Сначала Никулин входил в группу клоунов под руководством знаменитого Карандаша, а затем начал работать самостоятельно.

Вместе с Михаилом Шуйдиным они создавали замечательные жанровые сценки. Тогда и стали известны знаменитые ботинки Никулина, «всего лишь» на несколько размеров больше, чем его собственная обувь, и полосатые брюки, явно короче, чем носили обычно. При этом он всегда был нарочито интеллигентен и неизменно выходил на эстраду в пиджаке, белой рубашке и галстуке. 

За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимым реприз, скетчей и пантомим. В 1981 году он простился с манежем, но не с цирком, которому отдал 50 лет. 

В 1982 году Юрий Владимирович Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года – его директором. И тогда началась новая эра в его жизни – строительная. Много сил было отдано реконструкции цирка на Цветном бульваре.

Дебют Юрия Никулина состоялся в 1958 году, когда он сыграл небольшую роль пиротехника в фильме «Девушка с гитарой». В первых ролях режиссеры больше всего использовали его комедийный талант. Долгое время он оставался характерным актером юмористического плана, каким зрители помнят его по фильму «Неподдающиеся», в таком же амплуа Никулин выступил в фильмах «Совершенно серьезно», «Семь стариков и одна девушка», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев». 

Но именно это свойство его актерского дарования привело к созданию удивительного комического трио актеров – Вицина, Моргунова и Никулина. Их известность началась практически с первого же фильма «Совершенно серьезно» (новелла «Пес Барбос и необычный кросс») и продолжилась в 1965 году, когда появился другой фильм из этой же серии – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», потом через два года в «Кавказской пленнице».

Драматическое дарование актера в полной мере раскрылось в роли Кузьмы Кузьмича Иорданова в фильме режиссера Л.Кулиджанова «Когда деревья были большими».

Возвращаясь иногда к прежним комедийно-гротесковым персонажам, Никулин играл их с особым чувством лиризма, к которому примешивается ностальгия. Он передавал чувства человека наивного и трогательного, вызывающего неизменные зрительские симпатии. Таковы его Семен Семенович Горбунков в «Бриллиантовой руке», Тихон в «Двенадцати стульях» или Мячиков в фильме «Старики-разбойники».

Совершенно особое место в кинематографической карьере Никулина занимает роль лейтенанта милиции Глазычева в фильме «Ко мне, Мухтар!» и совершенно противоположная по тональности роль монаха Патрикея в «Андрее Рублеве». 

Актера трудно узнать в фильме «Чучело», где он сумел полностью перевоплотиться и создать образ глубокого гражданского содержания.

Разностороннее дарование Юрия Никулина дополняется и литературным талантом, который проявляется в его мемуарах «Почти серьезно», где артист с легкой иронией рассказал о прожитом. К своей книге Никулин выбрал такой же ироничный и полный внутреннего смысла эпиграф, которым стали слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени». 

Источник: Кто есть кто в мире/ Гл.ред. Г.П.Шалаева. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.



Поделиться:
Дата публикации: 15 декабря, 2016 [14:51]
Дата изменения: 15 декабря, 2016 [15:03]