[Версия для печати]

Вельяминов Петр Сергеевич, актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1985), Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003). Годы жизни 1926- 2009.

Отец Петра Вельяминова - Сергей Петрович Вельяминов - был царским офицером, ушел на фронт в 1916 году, затем служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии. Первый раз по сфабрикованному обвинению его арестовали в тридцатом году. В 1936 году его освободили. В 1941 году Сергей Петрович пошел добровольцем на фронт. Он воевал простым солдатом, так как после ареста был лишен офицерского звания. Второй арест последовал на фронте в сорок четвертом, и он отсидел еще десять лет. Дважды прошла через пятилетние ссылки и мать Петра Вельяминова, Дивнова Татьяна Ермиловна (1893-1972).

Сергея Петровича реабилитировали по обоим делам за отсутствием состава преступления и возвратили звание подполковника в 1956 году. Татьяна Ермиловна выхлопотала ему военную пенсию, и они прожили вместе еще девятнадцать лет...

Такое происхождение, конечно, повлияло на судьбу Петра Вельяминова. В 1943 он был арестован и осужден за участие в "антисоветской организации", которой не было и в помине. Как ему сказали на одном из допросов, "яблоко от яблони недалеко падает". Свои юношеские годы - с 16 до 25 лет - Петр Вельяминов провел в лагере. Там же до Петра дошла весть об аресте матери. Он был так потрясен известием, что вскрыл себе вены. Ему уже не хотелось жить. Страдания матери, которую он очень любил, казались ему непомерными. К счастью все обошлось…

В 1952 году Петр Вельяминов освободился (реабилитировали же его через тридцать два года после освобождения - в 1984 году). После освобождения Вельяминов имел строгие ограничения в проживании - ему запрещалось проживать в крупных городах. Он поселился в Абакане и в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была - он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актерскому ремеслу профессиональные артисты и режиссеры, находившиеся в том же положении, что и он.

С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться со своей сестрой Ириной в Москве. Их дома к тому времени уже не существовало, сестра переехала на другую квартиру. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог - действовало ограничение паспортного режима.

В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова - герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров.

Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова "Тени исчезают в полдень", где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман. После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр "Современник".

В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме "Командир счастливой «Щуки» " он сыграл главную роль - командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр. С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера.

Как бы продолжением судьбы, прожитой в "Тенях...", стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее "Вечный зов" (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. 

Среди других ролей Вельяминова в те годы - Иван Бурлаков в киноповести "Иванов катер" (1972), Николай Егорович в мелодраме "Сладкая женщина" (1976), замполит Калинин в криминальной драме "Опасные друзья" (1979).

Однако, несмотря на всенародное признание, официальные власти не забывали о прошлом актера. Так в 1979 году его просто-напросто не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм "Тени исчезают в полдень".

В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике "Пираты ХХ века". Немало удачных работ в кино у Вельяминова было и в 80-е годы. Он снялся в главных ролях: в детективе "Ночное происшествие" (1980), приключенческих фильмах "Возвращение резидента" (1982) и "Конец операции "Резидент" (1986), психологической драме "Железное поле" (1986) и других. Одной из лучших работ тех лет была роль князя Владимира в историческом фильме "Ярослав Мудрый" (1981).

В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко. И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли. Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева "Серые волки" или исторический Ускова и Краснопольского "Ермак".

Последние десять лет Петр Вельяминов изредка выходил на театральную сцену. Да и в кино он снимался крайне редко. Среди его редких ролей: Свечников в сериале "Казароза", Илья Федосеевич в короткометражке "Чертогон". Последней его работой в кино стала роль Бориса Васильевича Анрепа в историко-биографическом фильме "Луна в зените", посвященном знаменитой поэтессе Анне Ахматовой.

В мае 2009 года, будучи у себя на даче в поселке Чернево Псковской области, Петр Сергеевич подхватил грипп, перешедший потом в тяжелую форму пневмонию. Актера в тяжелом состоянии доставили в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Но даже лучшие специалисты не смогли ему помочь. Болезнь была очень запущена. Петр Вельяминов умер на руках у жены 14 июня 2009 года. 



Поделиться:
Дата публикации: 06 декабря, 2016 [09:46]
Дата изменения: 06 декабря, 2016 [09:55]